ПУБЛИКАЦИИ
Искусство как средство духовного развития незрячих
Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева
Роль библиотеки в эстетическом развитии незрячих
Помочь слепому человеку в постижении основ художественной культуры, в обогащении его знаний в области культурных традиций и культурного наследия – долг всех специализированных учреждений культуры и искусства. Но, как правило, их перечень ограничивается домами культуры, клубами и малочисленными музеями, функционирующими в системе Всероссийского общества слепых, а также специальными библиотеками для слепых, которые являются главным, а зачастую, единственным местом проведения культурно-досуговой работы с инвалидами.
Свою роль в процессе художественно-эстетической реабилитации инвалидов по зрению специальные библиотеки видят в создании условий для приобщения всех возрастных категорий своих пользователей к достоянию национальной и мировой культуры, развитии у них эстетического вкуса и стремления к творческому самовыражению. Специальные библиотеки имеют большой опыт работы по данному направлению. Собранный и обобщенный Российской государственной библиотекой для слепых, он нашел отражение на страницах серийных сборников «Незрячие в мире искусства».
Современные условия, меняющаяся социокультурная среда, а вместе с нею и потребности требуют от специальных библиотек переосмысления приоритетов этой работы, поиска адекватной модели эстетического развития своих пользователей. Примером такой модели может служить Центр художественно-эстетической реабилитации незрячих, созданный и успешно функционирующий в Российской государственной библиотеке для слепых. Аналогичные Центры хорошо зарекомендовали себя и во многих региональных библиотеках для слепых. Как правило, подобные Центры являются внештатными структурными подразделениями библиотек, руководство которыми осуществляют общественные советы, но сфера их влияния в организации работы по эстетической пропаганде распространяется на все отделы библиотек, так или иначе связанные с этой работой: студии звукозаписи «говорящих» книг, мини издательские комплексы по выпуску малотиражной рельефно-точечной литературы и брайлевских нотных изданий, экспозиционные залы (коллекции) макетов архитектурных памятников, копий скульптурных работ и предметов декоративно-прикладного искусства, клубы и объединения по интересам.
Устанавливая тесные партнерские контакты со многими учреждениями культуры и искусства, творческими организациями, Центры ведут выставочную и культурно-массовую работу на высоком профессиональном уровне, успешно решают такие сложные задачи, как:
- создание в библиотеке условий для самостоятельного доступа незрячих к художественным и историческим ценностям национальной и мировой культур;
- расширение возможностей в получении информации художественно-эстетического характера в доступной инвалидам по зрению виде: рельефно-точечном (графическом), звуковом, электронном;
- содействие процессу получения людьми с проблемами зрения образования в сфере искусства (в музыкальных и художественных учебных заведениях), развития художественной самодеятельности и творческого самовыражения.
Слуховое восприятие художественных образов – один из основных способов постижения окружающего мира незрячим человеком, и ему всегда уделялось приоритетное внимание. В Российской государственной библиотеке для слепых еще в начале 70-х годов были созданы первые экспериментальные магнитные записи по искусству. Работа эта продолжается. На основе новой цифровой технологии звукозаписи с привлечением искусствоведов, музейных работников, театроведов и других специалистов РГБС целенаправленно ведет работу по формированию фонотеки аудиокомментариев к экспозициям музеев, картинных галерей, выставочных залов, а также видеотеки шедевров российского и зарубежного театрального искусства с комментариями по ходу сюжета. Подготовлено несколько циклов аудиозаписей.
Цикл «Аудиокомментарии к музыкальным и драматическим спектаклям». Особенностью этого цикла является то, что слушателю дается информация о декорациях на сцене, костюмах и действиях исполнителей. Уже выпущены оперные спектакли: «Пиковая дама», «Борис Годунов»; оперетта «Летучая мышь»; драматические спектакли «А зори здесь тихие», «Соло для часов с боем», «Игрок», «Идиот», «Дон Кихот» и другие.
Цикл «Экскурсии по музеям, картинным галереям и памятным местам». Основное внимание в записях этого цикла уделяется описанию помещения, расположению экспонатов в залах, детализируется каждый предмет по размерам, ведется рассказ о материале экспонатов с учетом тактильных ощущений предметов. Это такие записи, как «Экскурсия по залам Государственного исторического музея» (по залу археологии и по экспозиции «Реликвии государства Российского»); «Музей С. Есенина»; «Картинная галерея А. Шилова»; «Прогулка по главной улице столицы» и другие.
Цикл «Незрячие в мире искусства». В этой серии вышли поэтические композиции: «За ваше счастье пулей и штыком…» (стихи незрячих поэтов о войне); «Вы меня позвали…» (стихи незрячей поэтессы Наташи Страховой), а также записи музыкальных произведений в исполнении незрячих музыкантов – баянистов И. Паницкого, В. Калистова, А. Полудницина, концерты Ю. Сарафанова «Романсы русских композиторов» и «Арии из русских опер». Музыкант и певец Ю. Сарафанов является консультантом и составителем нескольких музыкально-литературных композиций, выпущенных библиотекой, в частности, такого оригинального издания, как “Музыкальные инструменты симфонического оркестра” (кассета с альбомом рельефных рисунков отдельных инструментов), а также серия изданий о жизни и творчестве великих композиторов мира.
Не меньшую роль в процессе эстетического восприятия играет и осязание. Решать проблему предоставления незрячим возможности непосредственного тактильного восприятия эстетических объектов специальным библиотекам позволяют собственные коллекции макетов архитектурных памятников, скульптурных работ, предметов, созданных мастерами народных промыслов, а также проведение передвижных выставок. В РГБС была организована выставка скульптурных работ студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Состоялся обмен экспозициями между РГБС и Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина. В библиотеке была развернута выставка макетов жилищ народов мира “Руками трогать – обязательно”, а в самарском музее в это же время экспонировалась выставка “Осязаемая красота” (макеты архитектурных памятников Москвы из коллекции РГБС).
Работа по художественно-эстетическому развитию инвалидов по зрению требует больших финансовых средств, творческого подхода, внедрения новых технологий, обеспечивающих доступ к информации. Российская государственная библиотека для слепых для реализации мероприятий Центра художественно-эстетической реабилитации незрячих привлекала средства из различных источников, в том числе и внебюджетных, в частности, средства гранта Президента Российской Федерации. Проект по созданию Центра художественно-эстетической реабилитации незрячих финансировался по программе «Культура России (2001-2005 гг.)», а также Институтом «Открытое Общество». Создание Центра осуществлялось поэтапно. Прежде всего были предусмотрены и произведены закупки оборудования и в достаточном количестве расходные материалы, позволившие значительно увеличить производственный потенциал цифровой студии звукозаписи, улучшить качество выпускаемой продукции, благодаря чему значительно расширился репертуар «говорящих» книг искусствоведческой, литературоведческой и мемуарной тематики. Приобреталось дополнительное оборудование и совершенствовалась программа перевода нотных изданий с плоско печатного на рельефно-точечный шрифт, что позволило существенно уменьшить дефицит брайлевских нот, практически свести его к нулю. Создана линия по переводу музыкальных записей с грампластинок в цифровой вариант и тиражированию их на компакт-дисках и кассетах.
Восприятие архитектуры – сложный и многоступенчатый процесс, требующий специальной подготовки и целого набора средств ознакомления, среди которых на первом этапе большую роль играют рельефные рисунки и полуобъемные изображения, изготовленные на пластике. Поэтому РГБС ежегодно пополняет фонд рельефно-графических пособий.
Социальная значимость Центра состоит в том, что для решения обозначенных выше задач найдена не столько новая, сколько более оптимальная, адекватная модель художественно-эстетического развития инвалидов по зрению в системе их библиотечного обслуживания. Синтезировав различные формы и методы библиотечной и культурно-досуговой работы, она позволила расширить возможности в постижении культуры, выйти за рамки традиционного восприятия незрячими искусства, сводящегося к литературе и музыке, и приобщиться к другим видам искусства – архитектуре, скульптуре, живописи. По сути дела, Центр художественно-эстетической реабилитации способен обеспечить в достаточно полном объеме реализацию права инвалидов на удовлетворение их культурных запросов.
Работа по художественно-эстетическому развитию незрячих – одно из важнейших направлений в деятельности специальных библиотек для слепых. Успешная деятельность подобных Центров, выражающаяся в высокой посещаемости экспозиционных залов, в интересе к передвижным выставкам, в увеличении количества заявок на репродуцирование нотных изданий, в спросе на аудиозаписи с комментариями по экспозициям музеев и картинных галерей и на записи театральных спектаклей, позволяет говорить о перспективности этой работы.
Т.Н. Елфимова
СОДЕРЖАНИЕ
- Предисловие
- А.С. Майданов. Задачи и методы исследования
- А.С. Майданов. Состояние эстетического развития лиц с нарушением зрения
- В.З. Денискина. Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных картинок
- О.И. Егорова. Эстетическое воспитание учащихся на уроках тифлографики в школе для слепых детей
- В.И. Абрамов. Методика изготовления рельефных пособий по искусству
- Т.Н. Елфимова. Роль библиотеки в эстетическом развитии незрячих
- Г.С. Елфимова. Зарубежный опыт художественно-эстетической реабилитации незрячих
- И.Б. Казьмина. Самовыражение через слово и цвет с повязкой на глазах
- Г.И. Иванова. Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности