СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Искусство как средство духовного развития незрячих

Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева

Состояние эстетического развития лиц с нарушением зрения

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа по эстетической реабилитации незрячих предполагает в качестве своей предпосылки знание того уровня эстетического развития, который имеется у инвалидов по зрению в настоящее время. Это знание поможет определить, какой интерес существует у инвалидов по зрению к миру прекрасного, в какой степени этот интерес удовлетворяется, какой объем знаний и представлений имеется у незрячих по тем или иным видам искусства, как у них развито художественное мышление, эстетическое чувство, воображение, в какой степени осведомленность в вопросах искусства помогает незрячим лучше включаться в окружающую социальную среду. Если будут получены более или менее определенные ответы на эти вопросы, то станет очевидным, в какой мере удовлетворительной является работа, ведущаяся в организациях слепых по их эстетическому развитию, в каких направлениях она успешна, а в каких, напротив, требует улучшения. Подобные ответы можно получить лишь с помощью тщательного эмпирического исследования эстетического опыта самих незрячих. Наиболее подходящим методом в этом случае является анкетирование. С этой целью и было проведено такое исследование в среде незрячих. При этом привлекались самые разные группы инвалидов: школьники, студенты, работники интеллектуального труда различных возрастов. Кроме того исследование проводилось и среди зрячих – как школьников, так и взрослых. Это помогло сопоставить уровни эстетического развития незрячих и зрячих, показать, чем эти уровни отличаются друг от друга, а в чем они схожи. Эти данные позволят определить направления дальнейшей работы по эстетическому развитию инвалидов по зрению, выбрать более эффективные способы и методы ознакомления их с искусством.

Большая работа по заполнению анкет была выполнена лицами, работающими в учреждениях для незрячих, имеющими богатый опыт реабилитационной и культурно-просветительской деятельности в этой среде, – Л.А. Майдановой и Е.Ю. Глазовой. Всего было опрошено 105 человек. Среди них 42 школьника с дефектом зрения. Часть из них (14 человек) – полностью незрячие, другие (17 человек) имеют слабый остаток зрения, остальные (11 человек) обладают хорошим остатком зрения. Группа взрослых инвалидов по зрению насчитывала 38 человек. Из них 27 человек являются тотально слепыми, семеро имеют слабый остаток зрения и четверо – хороший остаток. Обратим внимание на то, что вообще среди детей – инвалидов по зрению процент лиц с остаточным зрением выше, чем среди взрослых незрячих, что и отразилось в выборках и тех и других лиц. Группа зрячих респондентов состояла из 25 человек: 15 школьников и 10 взрослых с высшим образованием. Этого количества оказалось достаточно для определения уровня эстетического развития среднестатистического лица с нормальным зрением, поскольку в процессе анкетирования выяснилось, что привлечение всё новых и новых респондентов не сказывается на результатах опроса.

При обработке анкет особенно продуктивным оказался метод сопоставления разных групп респондентов. Это прежде всего касается сравнения уровня эстетического развития школьников разных классов, взрослых разных возрастных групп, а также лиц с нарушением зрения и со зрением в норме. Этот метод позволил получить интересные результаты при сопоставлении отдельных аспектов эстетического развития респондентов – знание тех или иных видов искусства, занятий художественным творчеством, развитие художественного мышления и воображения. Из полученных с помощью такого метода результатов сами собой напрашиваются выводы относительно форм и способов реабилитационной работы, позволяющих устранить её недостатки.

Феномен красоты, её восприятие и понимание, эстетическое развитие и художественное творчество – это качественные явления. Их анализ, естественно, предполагает использование качественных же понятий. И такие понятия используются в статье. Это, в частности, такие категории, как эстетическое наслаждение, интерес к искусству, полнота и глубина понимания красоты, художественное мышление и воображение и другие. Но помимо качественного аспекта указанные явления обладают и количественными характеристиками. Поэтому к ним вполне применимы методы количественного анализа. С их помощью удаётся получить такие характеристики, которые можно сопоставлять и соотносить друг с другом и благодаря этому устанавливать сходство и различие в степени понимания прекрасного, в уровне эстетического развития респондентов. В частности, можно определить такую объективную характеристику оценки уровня эстетического развития, как его количественный показатель, благодаря чему можно сопоставить уровень развития таких разных групп опрашиваемых, как школьники и взрослые, незрячие и зрячие и т.д. Эти методы будут подробнее описаны далее. В целом же проделанную работу можно охарактеризовать как статистическое исследование, поскольку оно представляет собой анализ и обобщение данных, полученных в результате индивидуального опроса нескольких достаточно репрезентативных групп респондентов.

Приведём текст анкеты, с помощью которой проводилось исследование.

Анкета

Эстетическое развитие лиц с нарушением зрения

  1. Сведения о респонденте
    1. Имя
    2. Возраст
    3. Пол
    4. Состояние зрения: хороший остаток, слабый остаток, нет остатка
    5. Класс в школе
    6. Курс в вузе
    7. Образование: 1 – 4 класс, 5 – 8 класс, 9 – 12 класс, среднее, незаконченное высшее, высшее
    8. Ученая степень: кандидат наук, доктор наук
    9. Место работы
    10. Должность
  2. Литература, театр, музыка, живопись
    1. Любите ли Вы читать художественную литературу? – Да. Нет.
    2. Любите ли Вы посещать театр? – Да. Нет.
    3. Любите ли Вы слушать радиоспектакли? – Да. Нет.
    4. Любите ли Вы смотреть кинофильмы, телепередачи об искусстве, о культуре разных народов? - Нужное подчеркнуть
    5. Слушаете ли Вы классическую музыку? - Часто. Редко. Нет.
    6. Есть ли у Вас записи классической музыки? - Да. Нет.
    7. Любите ли Вы читать о художниках и их картинах, смотреть произведения живописи? – Нужное подчеркнуть
  3. Архитектура
    1. Интересуют ли Вас произведения архитектуры, скульптуры, прикладного искусства? – Нужное подчеркнуть
    2. Испытываете ли Вы эстетическое удовольствие при восприятии предметов объемных искусств – макетов архитектурных памятников, скульптур, предметов прикладного искусства? - Да. Нет.
    3. Любите ли Вы ездить на экскурсии к памятникам архитектуры? - Да. Нет.
    4. В чем Вы видите красоту произведений архитектуры?
    5. Вызывают ли у Вас архитектурные памятники или скульптуры эмоции, подобные тем, какие Вы испытываете при слушании музыкальных произведений? – Да. Нет. Приведите примеры.
    6. Представляете ли Вы себе, как выглядят следующие произведения архитектуры: храм Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Колокольня «Иван Великий», Спасская башня Кремля, храм Христа Спасителя, церковь Вознесения в Коломенском, здание МГУ, Останкинская башня, церкви на острове Кижи, храм Покрова на Нерли, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, Исаакиевский собор в Петербурге, Эйфелева башня, Нотр Дам, собор Святого Петра в Риме, Кельнский собор, Парфенон, пагода, мавзолей Тадж Махал. – Если ответ правильный, подчеркнуть.
  4. Скульптура
    1. В чем Вы видите красоту скульптур?
    2. Как Вы представляете себе такие скульптурные произведения, как памятник Минину и Пожарскому, Медный всадник, Лаокоон, Венера Милосская, сфинкс, «Рабочий и колхозница» Мухиной, «Перекуем мечи на орала» Вучетича, статуя Свободы в Нью-Йорке. – Если ответ правильный, подчеркнуть.
  5. Прикладное искусство. Дизайн
    1. В чем Вы видите красоту керамических ваз?
    2. Считаете ли Вы необходимым эстетическое оформление и отделку предметов труда, быта, среды обитания, доступные незрячим? – Да. Нет.
  6. Музеи искусства РГБС и школы для слепых
    1. Посещали ли Вы музей искусства РГБС? – Один раз. Несколько раз. Нет. Если нет, то почему.
    2. Что Вам больше нравится: макеты архитектурных памятников, скульптуры, вазы, предметы прикладного искусства? Нужное подчеркнуть.
    3. Помогли ли экспонаты музеев искусства узнать Вам что-то новое? – Немного. Много. Нет.
    4. Какие экспонаты понравились Вам больше всего?
    5. Все ли Вам понятно в макетах архитектурных памятников? - Да. Нет.
    6. Чего недостает в макетах?
    7. Соответствовали ли Ваши представления об архитектурных памятниках тому, как они отображены в макетах? – Да. Нет.
    8. Изменились ли эти представления после осмотра макетов? – Сильно. Немного. Нет.
    9. Осматривали ли Вы где-нибудь рельефно-графические пособия?– Да. Нет.
    10. Можно ли считать их хорошим пособием по ознакомлению с объемными искусствами? – Да. Нет.
    11. С какими архитектурными памятниками, скульптурами хотели бы Вы еще познакомиться с помощью макетов, копий скульптур?
    12. Следует ли устраивать выставки или музеи искусства в организациях для слепых? – Да. Нет.
    13. Посещаете ли Вы городские музеи и выставки? – Часто. Редко. Нет.
    14. Есть ли у Вас дома предметы объемных искусств? – Да. Нет. Если есть, то какие.
  7. Природа
    1. Любите ли Вы быть на природе? - Да. Нет.
    2. Какие природные явления нравятся Вам особенно?
  8. Художественное мышление, воображение, творчество
    1. 44. Можете ли Вы создать в своем воображении новый образ какого-либо архитектурного сооружения? – Да. Нет. Скульптуры? – Да. Нет. Предмета прикладного искусства? – Да. Нет.
    2. 45. Символами или метафорами каких других предметов или явлений могут служить такие, например, предметы, как:
      • храм
      • колокол
      • человек
      • дерево
      • дом
      • луна
      • солнце
      • камень
      • ручей
      • лестница
      • птица
      • телефонный аппарат
      • компьютер
      • магнитофон
      • газета
    3. 46. Каким видом художественного творчества Вы занимаетесь: рисованием карандашом, рисованием красками, рельефным рисованием, лепкой, резьбой по дереву, вязанием, вышиванием, макраме, керамикой, мягкой игрушкой, игрой на музыкальном инструменте? Нужное подчеркнуть.
    4. 47. Занимаетесь ли Вы художественным оформлением своей среды обитания – квартиры, дачи, рабочего помещения? – Да. Нет.
  9. Общение по вопросам искусства
    1. 48. Беседуете ли Вы со своими знакомыми:
      о художественной литературе? – Часто. Редко. Нет.
      О музыке? – Часто. Редко. Нет.
      Об архитектуре? – Часто. Редко. Нет.
      О скульптуре? – Часто. Редко. Нет.
      О живописи? – Часто. Редко. Нет.
    2. Помогают ли Вам знание и понимание произведений архитектуры, скульптуры, прикладного искусства лучше интегрироваться в окружающую социальную среду, быть более активным? – Да. Нет.

А.С.Майданов

ДАЛЕЕ

СОДЕРЖАНИЕ