ПУБЛИКАЦИИ
Искусство как средство духовного развития незрячих
Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева
Методика изготовления рельефных пособий по искусству
Основной задачей технологической лаборатории РГП, существующей на ИПТК «Логос» ВОС, является изготовление рельефно-графических изображений на полимерной плёнке с целью обеспечения наглядными пособиями учебный процесс в специальных учебных и просветительских учреждениях для слепых и слабовидящих Российской Федерации.
Большую часть наглядных пособий составляют карты, схемы, чертежи и рисунки, изготавливаемые графическим способом с помощью рельефных гладких, точечных, штриховых и штрих-пунктирных линий.
Другие пособия представляют собой барельефные (до 2,5 см высотой) и горельефные (высотой более 2,5 см) изображения. Кроме того, лаборатория изготавливает макеты зданий, помещений в заданном масштабе, с использованием таких материалов, как пластик, оргстекло, гипс, картон, дерево и др. Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления пособий по искусству, несколько слов о печатной форме.
Для получения рельефного изображения на плёнке (используется поливинилхлоридная плёнка П-73ЭМ белая или прозрачная, толщиной 0,2- 0,45 мм) макетчиком изготавливается печатная форма, которая должна соответствовать техническим условиям формования на вакуумно-формовочной машине (ВФМ). Материалы, из которых сделана форма, должны выдерживать температуру до 150 гр., давление до 5 атмосфер. Форма должна иметь технологические отверстия диаметром до 2 мм для выхода воздуха из-под плёнки при формовании на ВФМ, не должна иметь поднутрений (замков) и должна быть обтекаемой, что особенно важно в случае высоких форм. При снятии с них оттиска из плёнки может произойти разрушение формы и порча оттиска. Форма должна быть надёжно приклеена или укреплена с помощью штифтов к плоской, прочной, в зависимости от тяжести и хрупкости формы, основе (подложке), которая может быть листом картона, жести, фанеры, оргалита, текстолита, соответствующего размерам рабочего стола машины (в случае ВФМ «Минор» 330х480 мм).
Одно из важных направлений, над которым работает лаборатория, – это изготовление пособий по искусству, а именно барельефы и горельефы по темам «Архитектура», «Скульптура», «Выдающиеся люди». Список пособий по искусству, которые имеются в архивном фонде лаборатории, приводится в конце статьи.
В работе макетчик использует следующие станки и инструменты: шлифмашина, сверлильный станок, циркулярная пила, бормашина, фрезерный станок, аэрограф, токарный станок, микродрель, стеки, тиски, стамески, наборы надфилей, макетные ножи, чеканы, шило, измерительный инструмент (линейки, транспортиры, угольник, циркуль, штангенциркуль, рейсмус), ножовка, шлицовки, кусачки, бокорезы, плоскогубцы, струбцины, пассатижи, круглозубцы, ножницы по металлу, ножницы канцелярские, карандаши, паяльник, спиртовка, кисти, набор грузов для прижима склеиваемых поверхностей, утюг, набор свёрл, молоток для клёпки и чеканки, лупа с подсветом, наждачная шкурка, пинцет.
Подготовительная часть изготовления пособия по искусству:
- Сбор информации по рекомендации консультанта (чертежи, схемы, фотографии, рисунки, иллюстрации, текстовые описания, по возможности, очное знакомство с объектом); поиск материалов в библиотеках, музеях, Интернете.
- Выбор масштаба.
- Определение степени подробности изображаемого объекта, выделение основных элементов (в случае скульптуры – постановка памятника под таким углом зрения, чтобы были видны все основные элементы скульптуры).
- Разложение изображения на планы: объект как бы рассекается плоскостями, перпендикулярными лучу зрения. Плоскости параллельны между собой. Очевидно, что самая большая площадь сечения находится на самой удалённой от зрителя плоскости. Каждый раз плоскостью отсекается выступающая в сторону зрителя часть объекта. Взяв соответствующее числовое значение из чертежей объекта и умножив на масштаб, получим расстояние между плоскостями, отсекающими эту часть. На практике макетчик не всегда имеет под рукой чертежи и делает форму, основываясь на фотографиях, иллюстрациях, рисунках и текстовых описаниях. При определённом опыте этих источников информации оказывается достаточно, чтобы сделать барельефное изображение с большой степенью достоверности.
Изготовление барельефа
На этом этапе макетчик выбирает, в каком материале сделать работу и каким способом. Это могут быть гипс, протокрил, эпоксидная смола, или матричный картон, текстолит, дерево, металл и другие материалы, выдерживающие технологические температуру и давление.
Первый способ предполагает изготовление промежуточной или вспомогательной формы из скульптурного пластилина в заданном масштабе. Материал позволяет легко корректировать, исправлять или даже переделать форму. Для изображения объекта используются чертежи в ортогональной проекции. В случае архитектуры, как правило, показывается фасад здания и вид сверху.
После того, как барельеф или горельеф объекта вылеплен, на лицевой стороне выполняется детальная проработка декора. Это, например, барельефные изображения на фасаде зданий или элементы одежды скульптурного произведения. Задняя сторона вылепленного изделия должна быть плоской.
Далее макетчик полученную вспомогательную форму из пластилина ставит на плоскость, ограниченную опалубкой, и заливает раствором гипса так, чтобы пластилиновая форма была облеплена раствором полностью. После того, как раствор затвердевает, из него извлекается пластилиновая форма и мы получаем негативную гипсовую форму в виде гипсовой плиты с углублением.
Смазав углубление жидким мылом или воском, макетчик заливает его раствором гипса, либо эпоксидной смолой, либо протокрилом. После отвердевания залитый материал будет точной копией формы, которая была вылеплена из пластилина. После очистки, шлифовки, коррекционной доработки для лучшей читаемости изображения форма с помощью клея крепится на плоскую жёсткую основу (подложку), при необходимости она укрепляется ещё металлическими штифтами.
Далее макетчик на подложке рядом с барельефом приклеивает брайлевские надписи, подготовленные редактором на полиграфической жести. Надписи содержат краткую информацию об изображаемом объекте. В полученной печатной форме делаются сквозные отверстия в местах, где требуется особенно чёткое пропечатывание, но таким образом, чтобы на оттисках не получалось лунок от отверстий. Далее формовщик на вакуумно-формовочной машине изготавливает пробный оттиск с формы на плёнке. Если изображение получилось чётким, без следов клея и других дефектов, надписи читаемыми, то это значит, что форма готова для печати рельефных иллюстраций на полимерной плёнке.
Второй способ заключается в том, что макетчик изготавливает форму слоями, причём нижним является часть объекта, заключённая между самой дальней от зрителя и соседней с ней секущими плоскостями. Толщина слоя определяется по чертежам, фотографиям, рисункам объекта. Основным материалом для изготовления формы служит матричный картон различной толщины. Декор и необходимые для изображения элементы вырезаются в картоне или наклеиваются на него. Элементы изображаемого объекта могут быть изготовлены и из других материалов - дерева, текстолита, линолеума, ниток, жести и т. д. В отдельных случаях фрагменты объекта исполняются из гипса, протокрила, эпоксидной смолы описанным выше способом.
Макетчик также применяет такие приёмы, как чеканка по жести, проколотка рельефных точечных, штриховых линий на картоне с помощью специального приспособления. Для приклеивания используются клей ПВА и клей 88. Полученная таким образом форма вместе с надписями по Брайлю приклеивается к подложке, просверливаются сквозные технологические отверстия и делается контрольный пробный оттиск.
В заключение необходимо отметить, что лаборатория работает над поиском новых материалов и технологий с целью совершенствования изготовления печатных форм, в частности, раскраска рельефных изображений, выпуск пособий на рельефообразующей бумаге, создание библиотеки рельефных изображений в электронном виде.
СПИСОК РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ИСКУССТВУ
АРХИТЕКТУРА
Основные европейские стили:
- Собор Святой Марии и Святого Стефана (романский стиль))
- Палаццо Строцци во Флоренции (ренессанс)
- Кёльнский собор (готический стиль)
- Большой театр (классицизм)
- Музей В.И. Ленина (эклектика)
- Ярославский вокзал (модерн)
- Дворец съездов (конструктивизм)
- Кунсткамера (барокко)
- Дом князя Ю.А. Гагарина (ампир)
Архитектура древнего мира и средневековья:
- Египетская пирамида
- Ионический ордер
- Парфенон
- Мечеть и минарет
- Церковь Покрова на Нерли
- Средневековый замок
Жилища народов мира:
- Русская изба
- Юрта
- Украинская изба
- Сакля
Архитектура Санкт-Петербурга:
- Смольный
- Разводной мост
Архитектура Москвы:
- Храм Василия Блаженного
- Спасская башня
- Здание мэрии
- Современное жилое здание
- Останкинская башня
- Здание МГУ
- Большая спортивная арена в Лужниках (стадион с трибунами)
- Крымский (подвесной) мост
- Новое здание Московского цирка
- Московский Кремль
- Храм Христа Спасителя
СКУЛЬПТУРА
- Воин-освободитель (Е.В. Вучетич. Берлин, Трептов-парк)
- Памятник Минину и Пожарскому (И.П. Мартос. Москва, Красная площадь)
- Скульптура «Перекуем мечи на орала» (Е.В. Вучетич. Нью-Йорк, перед зданием ООН)
- Скульптура «Рабочий и колхозница» (В.И. Мухина. Москва)
- Скульптура «Родина-мать» (Е.В. Вучетич. Волгоград)
- Многофигурный памятник Чапаеву (М.Г. Манизер. Самара)
- Скульптура «Булыжник - оружие пролетариата» (И.Д. Шадр. Москва)
- Скульптура «Хлеб» (В.И. Мухина. Москва, ВВЦ)
- Скульптура «Футболисты» (И.М. Чайков. Москва, Третьяковская галерея)
- Памятник В.И. Ленину (С.А. Евсеев. Санкт-Петербург, у Финляндского вокзала)
ГОРЕЛЬЕФЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
- Карл Маркс
- Фридрих Энгельс
- В. И. Ленин
- А. М. Горький
- А. С. Пушкин
- Л. Н. Толстой
- Луи Брайль
- В. В. Маяковский
- Н. А. Островский
- П. И. Чайковский
- М. Ю. Лермонтов
- Ю. А. Гагарин
- Лина По
- Людвиг ван Бетховен
- Ф. Э. Дзержинский
- С. А. Есенин
- Д. Д. Шостакович
В.И. Абрамов
СОДЕРЖАНИЕ
- Предисловие
- А.С. Майданов. Задачи и методы исследования
- А.С. Майданов. Состояние эстетического развития лиц с нарушением зрения
- В.З. Денискина. Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных картинок
- О.И. Егорова. Эстетическое воспитание учащихся на уроках тифлографики в школе для слепых детей
- В.И. Абрамов. Методика изготовления рельефных пособий по искусству
- Т.Н. Елфимова. Роль библиотеки в эстетическом развитии незрячих
- Г.С. Елфимова. Зарубежный опыт художественно-эстетической реабилитации незрячих
- И.Б. Казьмина. Самовыражение через слово и цвет с повязкой на глазах
- Г.И. Иванова. Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства и среды жизнедеятельности