Слепой художник

Занятия рисованием с Олегом

Хочется более подробно остановиться на занятиях рисованием с Олегом, так как занималась я с ним индивидуально, И не только могла уделить ему максимум внимания, но и четко знала, что и как он делает, так как мама Олега оставляла нас вдвоем.

Только у меня дома мы смогли познакомиться с Олегом по-настоящему. Это оказался бойкий улыбчивый мальчик, который очень любил слушать сказки, знал их, почти, все наизусть, любил петь и танцевать под детские песенки. Очень понравилось Олегу записывать что-нибудь у меня на магнитофоне... Ну и, конечно, пить чай. В прошлом времени я говорю потому что сейчас Олег пошел в школу, и наши занятия прекратились.

Сначала мы пробовали с Олегом рисовать горизонтальные линии. Зная, что на листе бумаги малыши без зрения ориентируются очень плохо, я сразу давала задание нарисовать, например, только три линии, но чтобы они не пересекались. Выяснилось, что Олег не может нарисовать даже прямую линию, в какой-то момент она шла под углом, и соответственно добиться того, чтобы линии не пересекались, я так и не смогла. Вертикальные линии с тем же заданием получались у нас наклонными и тоже пересекались. А волнистые и ломанные линии Олегу давались совсем с трудом.

На третьем занятии я сменила тему, так как понимала, что ребенок может просто очуметь от бесконечных линий. Я стала предлагать ему иногда нарисовать что-нибудь по собственному желанию, иногда закрасить кружок, квадратик или какую-нибудь другую простую фигуру. Попутно мы сразу же учились держать ручку. Каждый раз перед тем, как дать задание, я проверяла, как Олег держит ручку. У нас даже появилась игра про волка и черепашку.

Рука, которая держала шариковую ручку, была черепашкой, а я была волком, и пыталась отнять ручку, а Олег, то есть черепашка, старалась удержать ручку. Это была одна наша игра, а другая, почему правая ручка и стала черепашкой, возникла из-за того, что Олег не привык работать двумя руками сразу - одной рисовать, а другой контролировать.

Таким образом вторая игра была про львенка и черепашку, это из русского мультфильма. Суть игры заключалась в том, что левая рука - львенок, должна была постоянно следить, что делает правая рука - черепашка, и неотступно следовать за ней. Олег часто, как и другие дети, рисовал линию сразмаху, быстро и не глядя куда. Поэтому одно из упражнений и заключалось в том, что линия должна быть прерывистой, состоять из маленьких штришков, черепашка (правая рука) делала штрижки, а львенок (левая рука) шел следом, как привязанный, и проверял движения ручки, какбы контролировал Черепашку. Правая рука была черепашкой еще и потому, что она должна была двигаться медленно. Этим я пыталась научить Олега не торопиться, проверять, что он рисует, и управлять линией.

Заштриховывать Олег тоже учился по-разному. Иногда я предлагала ему заштриховывать предмет точечками, иногда мелкими полосками иногда закругленными короткими штрихами, какбы изображая шерсть животного. Сначала я обязательно Рукой Олега показывала как делать то или иное движение. Но, обычно, моего непослушного ученика надолго не хватало, и вскоре он просто аккуратной линией перечеркивал фигуру, что вызывало у меня молчаливое восхищение, если вспомнить, что специально рисовать линии Олегу не давалось. Либо Олег начинал заштриховывать везде, кроме самой фигуры, что, может, тоже было сознательным, ведь детям тоже как-то хочется выразить свой протест, а спорить с посторонним человеком не всегда бывает удобно...

Пыталась я предлагать Олегу рисовать квадратик, круг или триугольник. Но это у Олега совсем не получалось. Тогда я стала брать две ручки, как правило, черную для Олега и красную для себя. Рисовала часть фигуры ручкой своего цвета, а Олегу предлагала дорисовать ручкой его цвета, чтобы его мама сразу видела где чья работа. Интересно то, что лучше всего дорисовывать фигуру у Олега получалось почему-то с кругом. Пусть он рисовал по несколько линий, но в конечном итоге сводил концы с концами. При этом мама Олега говорила, что раньше у Олега была склонность к более резким линиям, а после наших занятий линии стали преобладать округлой формы.

Мне сложно об этом судить. Но в конечном итоге у нас получился даже кружок, несовсем правильной формы, нарисованный из нескольких линий, но это уже можно было назвать кругом, пусть даже с натяжкой. А вот треугольник получился четким, только сила нажима опять потерялась, но это был четкий треугольник! да и на других рисунках, где Олег рисовал от себя, его мама увидела треугольники и полуокружности в мешанине изображений.

А начинали мы с того, что учились рисовать листочек. Не знаю почему, но листочек нам дался достаточно быстро и легко. Иногда случайно Олег пририсовывал к нему лишнии линии, иногда сопротивлялся, но все-таки хоть и через раз, но листочек у Олега получался. Мы стали пробовать дорисовывать части простых фигурок, например, половину ножки или шляпки у гриба или другого простого предмета. Не могу сказать, что каждый раз у нас все получалось одинаково, или с каждым занятием было видно движение вперед. Нет. Иногда были и спады, ведь и самочувствие, и погода влияют на настроение и работоспособность и особенно у детей. Но результат однозначно стал прослеживаться.

Как-то Олег пытался нарисовать домофон. Я побоялась распрашивать его, трубку от домофона в квартире или кнопочки внизу рисовал Олег. Но и по внешнему виду, и по его комментариям я решила, что это трубка в квартире. Не могу сказать, насколько четким было сходство, но сходство было определенно. Да и чувствовалось, что ребенок рисует, понимая что именно делает. А вот дом Олег всегда рисовал в виде лабиринтов.

А надо сказать, что я старалась рисовать для него какие-нибудь фигурки, чтобы он мог представить как то или иное выглядит на плоскости. И вот однажды я нарисовала ему самый обычный домик с треугольной крышей в одну стену с окошком и дверью, ну и, конечно, с трубой и дымом. Рисунок вызвал бурную критику. Я пыталась сначала, чтобы Олег нашел где у дома какие части самостоятельно, потом стала ему показывать. Не помню что он критиковал еще, но очень ярко запомнилось с каким возмущением Олег назвал все это сплошной бутофорией.

Оказывается Олега возмутило, что не видно ни комнат, ни кухни, ни других помещений. И только тогда стала понятна разгадка его лабиринтов. Олег пытался изобразить дом изнутри. Мне сложно сказать, но я думаю, он просто немного спутывался, что видно снаружи, с улицы, и как это выглядит, и что видно внутри, и как выглядит это. Но в то же время, слушая сказку про трех толстяков, Олег спросил меня что такое экипаж. Я постаралась ответить и спросила не хочет ли он, чтобы я ему нарисовала экипаж. Олег радостно откликнулся.

К этому времени у него уже стал появляться моментами интерес к рисованию и всему, что с этим связано. Душа радовалась, когда восхищенным голосом ребенок что-нибудь говорил или спрашивал! И вот мы стали рассматривать экипаж. Лошадь, как положено, подобие сбруи, кучер на козлах и сама карета. Посмотрели колеса, стали смотреть дверцы и остальное... Но вдруг раздается реплика абсолютно равнодушным голосом "Так это просто дом!". Значит Олег знает как выглядит дом с улицы, но в его представлениях нет разграничений, раз его не устраивает рисунок обычного дома без изображения комнат...

Таким образом я лишний раз убедилась, что незрячим детям нужно рассказывать все, даже самые обыкновенные вещи, и не стесняться давать трогать абсолютно все, что можно, даже стены... С возрастом представления, конечно, корректируются, но у кого-то лучше, а у кого-то хуже. Большинство незрячих дорогу знают лучше зрячих людей, но есть и такие, кому сложно соориентироваться куда нужно повернуть, если идти по параллельной улице.

Другие незрячие художники