Слепой художник

Другие незрячие художники

Что я знаю о других незрячих художниках? И очень мало, и достаточно много. В первые месяцы, когда стала интересоваться изобразительным творчеством незрячих художников, пытаться сохранить и распространить способы, которые придумал мой учитель (Нашивочников Юрий Алексеевич), пытаться привлечь внимание общественности к данной проблеме, изменить общественное мнение, то старалась узнать как можно больше и о других незрячих художниках, кружках лепки и рисования для незрячих детей, существующих организациях. Но это оказалось не так просто, а наладить контакты и, практически, невозможно.

На данный момент существует много кружков, студий, объединений, где пытаются заниматься изобразительным творчеством с незрячими. Есть и отдельные художники. Но, как я поняла, в большинстве случаев это либо потерявшие зрение сложившиеся художники, которые стараются найти привычные для них решения проблемы, как не потерять любимое дело, либо слабовидящие художники, которые все равно опираются на остаточное зрение, либо абсолютно незрячие люди занимаются чисто керамикой или скульптурой.

Есть и кружки рисования для детей, но, может, где и для взрослых с полной потерей зрения. Но эти кружки или уроки рисования больше служат для общего развития, как помощь в психологической поддержке людей, и особенно детей, без зрения. Но такие занятия не ставят перед собой задачу воспитания художественного вкуса и не стремятся помочь незрячим детям стать настоящими художниками, хотя бы просто для себя, для своего удовлетворения. Да и преподаватели подобных занятий, навряд ли, отдают себе отчет в такой возможности. Что из незрячего ребенка можно вырастить хорошего художника.

Попробую рассказать о тех художниках и организациях, о которых мне удалось узнать.

Ну, конечно, изостудия в Санкт-Петербурге. Наших художников знаю лично и лучше, чем всех остальных. Изостудия, которую основал Нашивочников Юрий Алексеевич, существует и сейчас. Ее душой и вдохновителем является Тамара КУренкова. Тамара то же ученица Юрия Алексеевича, одна из первых и самых талантливых. Зрение Тамара потеряла полностью около 8 или 9 лет. В детстве участвовала на городских и международных выставках. В Монреале и Финляндии вместе с тоже абсолютно незрячей девочкой - Женей Павловой - получила первые степени, при том жюри не знало, что эти дети совсем ничего не видят. Кстати, Юрий Алексеевич дважды проводил эксперемент, где оказывалось, что среди зрячих, слабовидящих, потерявших зрение и родившихся незрячими детей самыми интересными оказывались рисунки детей родившимися без остатка зрения. При этом художники, которые отбирали работы, не знали где чьи рисунки.

Сейчас в изостудии занимаются преимущественно керамикой. Хотя в последний год и пытаются немного рисовать, но больше рисованию внимание уделяется в реабелитационном центре для незрячих в Санкт-Петербурге на художественной секции. Группа керамистов в изостудии составляет около 7 или 8 человек, из которых только 2 или 3 имеют небольшое остаточное зрение. Работы Керамистов, безусловно, талантливы и достойны внимания, как зрителей, так и художников. Но сами керамисты не верят в свои силы и способности. Хотя пример Тамары Куренковой показал, что работы, по-настоящему, интересные. Тамара стала лаурятом третьей степени на международном конкурсе "Филантроп" 2004 года в номинации прикладное искусство.

А в прошлом году принимала участие в ежегодной выставке в Манеже "Весь Питербург" и на ежегодной весенней выставке в Союзе художников России. Но причина неактивной выставочной и общественной деятельности изостудии заключается не только в неверии ее членов в себя и свои таланты, но и в отсутствии зрячих помощников, хороших организаторов. Ведь даже чтобы пойти и договориться о выставке в незнакомое место, нужна помощь. Нужна помощь отвезти работы из студии на выставку и обратно, да и много других чисто организационных моментов, которые сложно решить без зрения.

Год назад Виктор Иванович Бабуркин пытался организовать музей незрячих художников России в Киришах. Но сразу после открытия экспозиции по каким-то причинам все затихло. Сейчас другая организация пытается помочь студийцам с выставками и рекламой, но все движется очень медленно, с большим трудом.

Отдельно от керамистов своей творческой жизнью живет еще один из незрячих художников. Олег Ефимович Зиновьев потерял зрение лет 10 назад в возрасте 60-и лет. Сначала Олег Ефимович занимался чисто скульптурой, создавая ее из разных материалов - глины, дерева и даже некоторых видов камней. Но в последние года два Олег Ефимович стал искать себя в графике.

Помимо линогравюр он стал работать карандашом и акварелью. Но о секретах его техники я ничего не могу рассказать. Думаю, что незрячим пользоваться красками несовсем удобно. Хотя у нас в школе то же рисуют гуашью, сначала делая рельефный рисунок, а затем впереди по линии ведут палец одной руки для контроля, а следом кисточкой закрашивают предмет внутри. Но техника Олега Ефимовича построена на работе с трафоретами, и подробностей я не знаю.

Могу только сказать, что Зиновьев Олег Ефимович занимается активной выставочной деятельностью. О нем написана не одна статья, сделан не один репортаж. Он постоянно уже много лет участвует на ежегодных выставках в Манеже и Союзе художников россии, организует персональные выставки в библиотеках, домах культуры, в музее городской скульптуры и в музее Достоевского.

В Санкт-Петербурге знаю и слабовидящую художницу - Наташу Силиванову. Наташа рисует яркими красками, опираясь на остатки своего зрения. Восновном это картины на релегиозные темы, но есть и другая тематика. Наташа по профессии дизайнер, закончила институт Культуры.

Теперь о Москве. Что я знаю о художниках из столицы России? К сожалению, очень немного. Знаю, что в первой половине двадцатого века в Москве жила незрячая скульптор Лина По - Полина Михайловна Горенштейн. Полина Михайловна потеряла зрение в 35 лет в следствии полеэмилита. И из талантливой и прекрасной балерины стала не менее талантливым, но, к сожалению, незрячим скульптором, членом Союза художников России.

Позже в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей появился учитель рисования - Николай Анатольевич Семевский. В каком-то смысле его можно назвать основателем Московской школы изобразительного искусства для незрячих. Я, почти, ничего не знаю про Николая Анатольевича. Знаю только, что он изобрел прибор черчения для незрячих, который и называется прибором Симевского. И знаю, что Ольга Ивановна Егорова - учитель рисования в настоящее время в этой же школе - является продолжателем традиций и начинаний Николая Анатольевича Семевского. Но о методиках рисования или лепки, которые используются в Московской школе, я ничего не смогла узнать.

В Москве существует уже несколько лет организация незрячих и слабовидящих художников "Гомер". Насколько я смогла понять, эта организация состоит из слабовидящих людей, которые используют различную технику, и пользуются остатками своего зрения. Но на одной из их выставок с ними выставлялась, как я поняла, полностью незрячая француженка, не помню, к сожалению, ее имени. Но я так поняла, что ее объемные работы типа барельефа из какого-то необычного полу прозрачного материала похожего на воск или пластилин удивительно красивы.

Задачи и цели гомеровцев, пока, находятся в стадии развития и созревания. Но на данный момент они хотят заниматься выставочной деятельностью и развитием слабовидящих детей в разных видах искусства. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве организации "Гомер" и незрячих художников из Санкт-Петербурга.

Из нескольких статей я узнала про активную работу, которую ведет в Липецкой школе для незрячих и слабовидящих детей Вячеслав Михайлович Канищев. Выставки его учеников с плохим зрением устраивались даже в Бельгии и Париже, выпустили фотоальбом с работами его учеников на библейские темы. Но насколько я могу судить, речь идет о слабовидящих детях, а с полностью незрячими детьми занимаются керамикой.

Пытались наладить контакт с художественной галлереей в Киеве, где выставляются люди с различными заболеваниями. Знаю, что в Киеве занимаются и с незрячими и слабовидящими детьми. Но не смогла узнать используются ли какие-нибудь методики рисования или только лепка.

Удалось узнать, что в Болгарии в школе для детей с плохим зрением есть изостудия, где знают и используют методики Юрия Алексеевича Нашивочникова. Но большего я узнать не смогла, как и про Петрозаводскую школу для слепых и слабовидящих детей. Знаю только, что в Петрозаводске была выставка в одном из музеев людей с плохим зрением. Слышала и о том, что чем-то занимаются и в Финляндии, и в Англии, и в Америке, но никаких подробностей не знаю. Читала только статью про незрячую художницу из Финляндии Пирьё Каллио, которая так хотела рисовать, что потеряв в детстве зрение, не потеряла своей мечты. И сначала стала заниматься лепкой, а затем и рисовать акварелью, используя трафареты и резиновый клей. Как и родившийся незрячим художник из Турции - Эсреф Армаган нашел свой творческий путь.

Могу только выразить надежду, что найдутся хорошие способные организаторы, которые смогут создать объединение незрячих художников, чтобы можно было обмениваться опытом, учиться друг у друга и показать, что нас не единицы, а мы все, каждый незрячий человек, можем быть хорошими, настоящими художниками.

Вернуться к началу статей