Слепой художник

Мои занятия рисованием с незрячими детьми

Когда была передача о приеме молодых членов в Союз художников России в Санкт-Петербурге, и , конечно, в репортаже не смогли обойти вниманием, что один из принятых членов ничего не видит с 8 лет, в этих же новостях показывали специализированный садик для слепых и слабовидящих детей. А поскольку в интервью я говорила, что моя задача - привлечь общественность к данной проблеме, чтобы рисованию незрячих детей уделялось больше внимания, то родители почти сразу откликнулись, и попросили позаниматься с их малышами. Моим подопечным оказалось от пяти до семи лет.

Из семи детей трое не видело ничего, а остальные очень и очень, к сожалению, плохо. Хочется сказать, что в глубине души я не смела и надеяться на такое чудо, как занятие с детьми. Мне очень этого хотелось, но я сомневалась смогу ли я без зрения справиться с такой задачей... И даже несколько занятий показали, что, по крайней мере, на определенном этапе, безусловно смогу. Но занятия так же показали, что либо я должна заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя бы на первых порах, либо это должен делать зрячий заинтересованный человек, понимающий проблему.

Занятия с малышами наглядно показали, что моя убежденность в том, что каждый, даже родившийся незрячим, ребенок может рисовать абсолютно верна. Но занятия так же показали и сложности, которые сразу возникают при обучении детей в таком возрасте. С одной стороны малыши уже многое понимают, чтобы чувствовать сомнения родителей и учителей, и, как испуганные крольчата, навострив ушки ловят каждое слово. Мы совершили сразу же самую большую ошибку - неосторожно высказались при детях.

Никто из нас и сам не знал, что можно ожидать, И мы сами были и заинтересованы результатами и удивлены необычностью рисунков, ведь незрячие дети передают свои представления так как они могут, им не с чего срисовывать... И наши в чем-то неосторожные слова, моментально вызвали напряжение у детей. Дети тут же замкнулись в страхе, что у них ничего не получится... И если на первом занятии малыши были полны любопытства, то на втором они были похожи на маленьких спрятавшихся ежиков... Так чувствовалось в них беспокойство, что они не смогут, что у них не получится.

И здоровым детям нужна похвала, нужно чувствовать, что они все могут, что у них все получится... А незрячие дети, когда у каждого с рождения уже сложная судьба!... Им особенно важно, даже не для самих себя, но для родителей, для тех, кого они любят, и так боятся огорчить, все сделать правильно. Мы столкнулись с тем, что для детей без зрения это далеко не игра, а тяжелый труд, и не только труд, но и огромный подвиг - подвиг стать человеком...

Для таких крох это уже было первое испытание, а может и далеко не первое, когда им предстояло победить свой страх, сомнения взрослых и доказать, что они имеют право на полноценную жизнь, право быть здоровыми и сильными... Для них это оказалось одно из первых преодолений. Даже сейчас сердце сжимается, вспоминая, страх, протест и старательные усилия маленьких подвижников...

И таким образом, стало самым важным решить психологическую проблему - избавить малышей от страха, дать возможность им поверить в себя и свои силы... И остальное все отодвинулось на второй план. Я в первую очередь стала просто стараться успокоить детей, ободрить их, помочь успокоиться и привыкнуть к новому занятию. Одного мальчика усердно хвалила, другой девочке для начала предлагала просто закрашивать фигурки, которые для них рисовала. И нужно было видеть, как расцветала рожица малыша от каждой похвалы, от каждого ласкового слова... И было просто поразительно, как маленькая девчушечка аккуратно закрашивала мелками зверей, даже достаточно сложной формы! О некоторых других детях я расскажу позже.

Постепенно мы стали пробовать рисовать. И Алеша уже не сопротивлялся, но ждал самой большой награды - похвалы. И Танюша Смогла, наконец, преодолеть свой страх и попробовать что-то нарисовать самой. И хочу сказать, что при всей простоте ее, как рисунков, так и фигурок из пластилина, от всех ее работ исходило такое тепло... Чувствовалось, что ребенок делает все с душой. Пусть она порисует только десять минут, но это будет сделано от всего сердца!

Но после первых побед над собой и своей неуверенностью стали возникать новые проблемы. Не все малыши делали четкий нажим. А заниматься мы стали, рисуя ручкой на альбомном листе бумаги, которая была положена на ризину. При нажатии должен оставаться рельефный след. Одни дети нажимали очень сильно, и бумага рвалась. Она все равно будет рваться, только ватман не рвется под нажимом или очень плотная резина предохраняет лист от разрыва. Но все-таки нужно нажимать так, чтобы оставался четкий след, и бумага не сильно рвалась.

А другие дети, напротив, нажим делали таким слабым, что линию с трудом можно было почувствовать. Таким образом встал вопрос о том, что на первых занятиях детей нужно приучать правильно держать ручку, это зрячий ребенок видит, как держат ручку взрослые и автоматически привыкают к этому. А незрячих детей нужно постоянно поправлять, раскрывать кулачок, брать шариковую ручку и правильно вкладывать ее им в ладошку.

Второй момент, это необходимо отработать нажим, четкий, но не черезмерный. И третья проблема - это научиться постепенно ориентироваться на листе бумаги. Дети, которые хоть чуть-чуть видят, ориентируются на листе хорошо, хотя тоже боятся пробовать. Но их неуверенность быстро проходит, они скорее испытывают восторг, радость, чувство полета, и кто-то кропотливо сидит и старательно рисует, а кто-то дает полет своей фантазии, чем вызывает нашу радость и дружные улыбки, когда не смущаясь, ребенок заявляет, что голова у человечка растет с боку, а лап у паучка может быть и четыре, но зато три рога на вытянутой вперед голове... Какие они все разные, эти маленькие чудные создания! Какой счастливой я была, занимаясь с ними... А ведь и Дима сначала пытался выразить свои сомнения, что у него ничего не получится, и что круг нарисовать он не сможет. Но стоило ему только попробовать, и услышать, что у него все замечательно вышло, как он уже не мог угнаться за своим воображением...

Но я отвлеклась. С абсолютно незрячими детьми или с детьми, которые могут рисовать только с помощью рук, а не глаз, нужно научиться проводить линии, обычные прямые, наклонные, волнистые, ломанные линии. Пробовать рисовать круг, овал, квадрат, прямоугольник и так далее. не нужно требовать от них четкости, но приблизительной формы. С Алешей занималась бабушка и раньше лепкой, поэтому они рисовали даже машину на дороге, душ и другие вещи. И когда по каким-то причинам Алешина бабушка не смогла присутствовать на занятиях и помогать внуку, Алеша сам нарисовал замечательное аккуратное мороженое и слепил очень красивую башню.

Скажу честно, мне было очень интересно, как справится Алеша без бабушки, и без преувеличения могу сказать, что самым лучшим и достойным образом. А вот с Танечкой мы пробовали нарисовать круг, первый раз он был не только похож на овал, что нас не интересовало, но и сама линия прерывалась в нескольких местах. Мы предложили Танюше соединить разрывы и показали где они находятся.

А на следующем занятии тот же самый овал уже был гораздо более ровной формы и линия не разрывалась. Но у всех детей без остатка зрения наблюдалось то, что они периодически терялись на листе, и, например, рисовали лучики у солнышка одни отходящими от круга, а другие скользящими по поверхности его. Когда я просила нарисовать несколько прямых горизонтальных линий, чаще всего они где-нибудь пересекались... Но отработать ориентацию на листе бумаги я уже не успела. Началось лето, да и стало понятно, что либо я должна заниматься с каждым малышом отдельно, либо нужен зрячий учитель.

Но был у меня еще один опыт занятий с малышом. Олегу исполнилось как раз семь лет. Это был один из немногих малышей, который не боялся рисовать, ему это было просто не интересно. У него уже сформировался свой круг интересов, а рисование - занятие новое, от которого все дети быстро с непривычки уставали. А Олег еще и мальчик с характером. В садике он мог просто уползти у меня из-под руки, так как ему хотелось играть или слушать сказки... Но он оказался моим соседом по улице. И его мама стала приводить Олега ко мне домой.

Надо отдать должное, что мы с Олегом сразу пошли на молчаливый компромис. Я давала ему слушать сказки, танцевать под детские песенки, а Олег послушно садился рисовать. Но, правда, потом Олег стал пытаться руководить процессом, что и когда мы делаем... Что не давало результатов, а приводило к тому, что мы, как два барана, упрямились и настаивали каждый на своем. Я давала ему задание, после которого он мог бы отдохнуть, а Олег то ли от усталости, то ли из вредности делал его лишь бы как. Так мы и сидели, пока я не понимала, что лучше дать ребенку отдохнуть, иначе он просто выдохнется.

Скажу сразу, что Олег - самый сложный из моих учеников. Не только упрямый характер, но и плохое владение ручками осложняло задачу. Иногда он рассматривал предметы с интересом и удовольствием, обычно, если их ему не показывали. А часто ручки держал, как неживые. Но даже с самым сложным моим учеником месяца за два появились какие-то подвижки. Олег научился держать ручку, мы, почти, отработали нажим, только иногда, увлекаясь, Олег забывал про нажим. Когда он не уставал и проявлял немного старания, то мог закрасить даже сложную фигуру, но очень редко до конца. То ли интерес быстро пропадал, то ли он уставал, а то ли не привык заниматься больше пяти минут. Но остальная часть фигуры оказывалась просто перечеркнутой или штриховка оказывалась вне предмета. Но к концу наших занятий у нас появились и еще два достижения - первое, у Олега стал получаться треугольник, где все уголки точно соеденены, а второе - это неожиданные вспышки интереса, что радовало меня больше всего... Ведь только, когда ребенок заинтересован, он способен активно учиться.

И как подведение итогов моих занятий с детьми, я пришла к мысли, что незрячим малышам, как и зрячим, ручку нужно давать в год, пусть рисует каракули, а постепенно подкладывать под лист резину, показывать, желательно ненавязчиво, но постоянно, как держать ручку, и потихонечку учиться с ним рисовать простые предметы, такие как грибочки, яблочки и другое. Можно нарисовать и дать малышу потрогать тот или иной предмет, а если можно еще сначала показать объемную фигуру, затем плоский рельефный вариант, а затем, если это необходимо рукой малыша нарисовать этот грибочек или яблочко, а затем предложить повторить самому. Но не все дети, думаю, позволят, чтобы их рукой рисовали, когда им три или меньше года, да и не всегда это нужно. Просто, мне кажется, что если ребенка приучать к возможности рисования с возраста, когда еще не сформировались комплексы, когда это естественный интерес, то процесс обучения может пройти более безболезненно и результативно.

Занятия рисованием с Олегом