Уважаемая Лариса Александровна! В связи с 25-летием Школы "Храмовая Стена" разрешите мне участвовать двумя своими докладами на теоретической конференции в выставочном зале "Манеж" во время выставки "Петербург 2001". Тема докладов:
- 1-й доклад: "Периоды Школы "Храмовая Стена".
- 2-й доклад: "Вектор творческого роста художников Школы "Храмовая Стена".
Ю. Нашивочников 2001
Проглядывают два периода Школы "Храмовая Стена":
Я в своём выступлении начну с первого периода Школы "Храмовая Стена", а во втором своём докладе затрону второй период.
Начало формирования Школы "Храмовая Стена" относится к 1976-му году когда при Д.К. им. Шелгунова в г. Ленинграде была организована экспериментальная научно-исследовательская лаборатория в виде изостудии "Любительское объединение "Художник".
Вся учебная работа первого периода состояла тогда из двух разделов: общего, т.е. подготовительного, и основного, т.е. специального, направленного на освоение специфики Школы "Храмовая Стена". И тот и другой разделы учебной работы были направлены на ускоренное и основательное освоение знаний, умений, навыков через систему заданий, возведенных в алгоритм подобранных упражнений. Каждое задание выполнялось простым или цветными карандашами в зависимости от того, что требовало задание, и обязательно творчески в трёх разных вариантах на трёх маленьких листах бумаги с последующим выбором наилучшего варианта решения и выяснением почему именно он выбран. Этим самым эффективно формировалась и установка на творческий поиск, столь необходимый в последствии для саморазвития. Обращалось внимание и на то, чтобы не поучать ученика в традиционном смысле этого слова, а приобщать к исследовательской деятельности, через которую он как бы самостоятельно мог выходить на открытие и освоение необходимых ему знаний, умений и навыков.
В основу первого и второго разделов программы обучения в первом периоде Школы "Храмовая Стена" было положено освоение заданий, связанных с нефигуративно - беспредметными и фигуративно - беспредметными произведениями; так как эти виды произведений составляют базу, основу фигуративно-предметным произведениям. Иначе говоря, каждый ученик вначале проходил основательную Школу беспредметного искусства.
Особенность упражнений алгоритма заключалась в том, что через беспредметные произведения осваивались ритмика, архитектоника и созвучие беспредметных элементов, составляющих структуру своеобразного орнамента, лежащего в основе любого полноценного художественного произведения. Этим самым ученик привыкал и свою выполняемую работу и все вокруг воспринимать через организацию пластики этого орнамента. Поэтому он начинал видеть с микронной точностью через этот орнамент соотношения предметов, их пропорции в их гармоническом согласии и законность композиционно- ритмико- архитектонической созвучности построения целого и его частей в единстве их взаимообуславливаемой взаимосвязи в своём произведении при его создании. Вот почему следствием выполнения любого задания алгоритма всегда было и всегда должно было быть возникновение полноценного художественного произведения.
Исходя из убеждения, что произведения изобразительного и музыкального искусства в своей глубинной сущности имеют одни и те же корни, одни и те же законы гармонии своих первичных, исходных, базисных изобразительных и звуковых элементов использовалось своеобразное нетрадиционное музицирование с целью освоения построения своеобразного звукового композиционно- ритмико- архитектонического орнамента, чтобы через него ещё больше укрепиться ученику в исходных, базисных, основополагающих корневых знаниях изобразительного искусства, в результате чего возникали иногда из участников изостудии и различные по названию ансамбли нетрадиционной, но истинной музыки.
Благодаря всему этому непроизвольно пробуждалась и своеобобразная цепная реакция, заставлявшая участников изостудии заниматься импровизационными танцами под свою собственную музыку или музыку товарищей, а то и без всякой музыки, а также очень успешно заниматься и поэзией.
Можно долго говорить об аспектах того времени и делиться воспоминаниями, но я все же стараюсь брать всё вскользь, фиксируя лишь бегло, что наиболее ярко осталось в памяти.
На весь этот первый период Школы "Храмовая Стена" категорически запрещалось ходить в музеи, на выставки и читать книги и статьи по искусству и только к концу периода ученик включался на контакт с произведениями художников, но лишь с единственной целью, чтобы дорабатывать или перерабатывать их до полноценного качества на репродукциях или фотографиях, сделанных с них, а также необходимо было научиться любые фотографии из журналов и газет переводить в полноценные произведения искусства. Такое возможно и допустимо в методике обучения, так как произведения искусства и художественная и не художественная фотографии в большинстве своём уж очень низки по своему художественному качеству.
С результатами освоения отдельных фрагментов алгоритма первого и второго разделов учебной программы первого периода Школы Вас познакомят после доклада мои бывшие ученики того периода, которые в настоящее время являются художниками Школы "Храмовая Стена". Это Александр Визиряко, Дмитрий Маркуль, Светлана Московская и другие.
Но ещё до подключения новичка к занятиям с алгоритмами с ним проводилась работа по выяснению возможности стать ему художником в полном смысле этого слова и без этих алгоритмов, исходя из убеждения, что любой человек уже от природы полностью сформировавшийся художник, но его психологический барьер не даёт ему себя проявить в этом направлении. Поэтому в задачу изостудии входила прежде всего задача снять этот барьер, если он имеется. Были и такие случаи, что барьера этого не было, а пришедший заниматься в изостудию не знал этого, т.е. не знал, что он уже большой мастер. Если же барьер был и его не удавалось снять различными рекомендациями и специальными упражнениями, направленными только на это, то лишь тогда поступивший в изостудию допускался к системе отработанных практикой и теорией заданий, возведённых в алгоритм подобранных для них упражнений, которые направлены были как раз ещё и на то, чтобы обучаясь, ученик в какой-то момент неожиданно почувствовал, что с ним произошло чудо: он вдруг сразу стал вполне сформировавшимся художником и не простым, а большим, которому все подвластно, и что ему теперь не нужен больше этот алгоритм и, что он может приходить в изостудию лишь для консультации своих творческих работ или только для общения, как художник к своим товарищам для отдыха и повышения своего тонуса в жизни и творчестве.
Первый период Школы "Храмовая Стена" закончился в 1992 году первой выставкой её произведений в галереи "Федор" (город Сестрорецк). А затем началась и до сих пор продолжается эволюция Школы "Храмовая Стена".
После выставки художники, экспонировавшие на ней свои произведения и определившие тем самым своё направление в искусстве, вышли из состава изостудии, их сформировавшей, на самостоятельный творческий путь, оставив за бортом своей Школы остальной контингент изостудии, сознание которого не могло преодолеть свой потолок развития, чтобы освоить принципы Школы "Храмовая Стена" и её эволюцию. В связи с этим невольно приходят на память слова Джебрана: "Ни один человек не покажет больше чем то, что уже лежит в полусне рассвета его сознания. И учитель, прохаживающися в тени храма в окружении учеников дадарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить". Так начался второй период Школы "Храмовая Стена" - период её эволюции, о котором я буду говорить в следующем своем докладе на тему "Вектор творческого роста художников Школы "Храмовая Стена".
Настоящая Школа всегда эволюционна, а если теряет такое свойство - она догматична, эклектична, топчется на месте, мертва или, иначе говоря, её уже просто нет, хотя и может оставлять след в том времени, когда существовала. Но время идет, не останавливаясь, и то, что было истиной в прошлом, становится в настоящем истиной не на своём месте.
Ю. НАШИВОЧНИКОВ
2001 г.
В настоящее время в виду достаточной известности и популярности Школы "Храмовая Стена" и возникающего качества и зна-чения её произведений, увеличивается приток желающих заниматься творчеством в духе этой Школы. Но сразу приобщиться к её высокому стилю не под силу даже вполне сформировавшимся художникам. Поэтому назрела необходимость создать для них Шкалу уровней успеха на пути последовательного приближения к произведениям Школы "Храмовая Стена" и её высшим достижениям, что и было сделано. На эту Шкалу ориентируются в настоящее время и художники Школы "Храмовая Стена" в направлении вектора своего творческого роста.
На этом пути, обозначенного уровнями успеха, творческий рост при реализации Шкалы этих уровней идёт одновременно по вертикальному и горизонтальному эволюционным путям. Это значит, что на каждом вертикальном эволюционном уровне эволюция произведения движется по его горизонтальному эволюционному пути в направлении оптимального утверждения достигнутого вертикального эволюционного уровня и в направлении приближения к качеству произведений следующего вертикального эволюционного уровня, чтобы перейти на него. Итак, предлагаем вниманию Шкалу уровней успеха, определяющей вектор творческого роста на пути приближения к Школе "Храмовая Стена" и её высшим достижениям.
Роспись не сатва-поэтическая.
Горизонтальные эволюционные уровни успеха 1-го и всех следующих вертикальных уровней успеха одни и теже по их названию и количеству.
А) Произведение имеет темную гамму.
Б) Произведение имеет светлую гамму.
В) Произведение имеет очень светлую гамму.
Г) В произведении используются только неукрывистые колера в условиях незакрашенности отдельных мест белого грунта холста.
Д) В произведении используются цветовые тона характерные только для верхних чакр.
Роспись сатва- поэтическая.
Горизонтальные эволюционные уровни успеха те же самые.
Сатва- поэтическая роспись проявляет картинную плоскость или только цветом , либо только соответствующей условностью изображения фигуративно- предметных форм или нефигуративно- беспредметных форм, либо тех и других форм одновременно. Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
Сатва- поэтическая роспись проявляет картинную плоскость не только цветом, но одновременно еще и соответствующей условностью изображения фигуративно - предметных или фигуративно - беспредметных или же нефигуративно- беспредметных форм, либо тех и других одновременно.
Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
Четвёртый вертикальный уровень успеха приводит к проявлению картинной плоскости сатва- поэтической росписью теперь уже не на 50%, что происходило на третьем вертикальном эволюционном уровне, а на все 100%. Но это уже есть факт возникновения произведений, характерных для Школы "Храмовая Стена".
То же самое, что и 4-й вертикальный эволюционный уровень, но только главный, основной акцент внимания зрителей направляется произведением на проявленную храмовую стену, а не на роспись картинной плоскости за счет снижения активности росписи и за счёт наибольшего освобождения её от загруженности изобразительно - выразительными средствами (линиями, пятнами, валёрами).
Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
То же самое, что и предыдущий 5-й вертикальный эволюционный уровень, но только используются фигуративно - беспредметные формы для возможности ещё больше снизить активность росписи с её наибольшим освобождением от загруженности и поднять тем самым ещё больше активность проявленной храмовой стены.
Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
То же самое, что и предыдущий 6-й вертикальный эволюционный уровень, но используются только нефигуративно- беспредметные формы для возможности ещё больше снизить активность росписи с её наибольшим освобождением от загруженности и поднять тем самым ещё больше активность проявленной храмовой стены.
Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
То же самое, что и предыдущий 7-й вертикальный эволюционный уровень, но используются только валёрные нефигуративно - беспредметные формы для возможности ещё больше снизить активность росписи с её наибольшим освобождением от загруженности и поднять тем самым ещё больше активность проявленной храмовой стены.
Горизонтальные эволюционные уровни те же самые.
Шкала уровней успеха в том виде, в каком она представлена, предназначена не только для оценки качества созданных произведений через уровень приближения их к высшим достижениям Школы "Храмовая Стена", её можно использовать ещё и для построение программы обучения, подстраивая программой создаваемые учеником произведения к тем или иным уровням этой Шкалы для наиболее быстрого и успешного творческого роста обучающегося в направлении приближения его к Школе "Храмовая Стена" и её высшим достижениям.
Таким путём эту Шкалу успеха можно использовать и для самостоятельного повышения уровня своего творческого роста.
А когда по ней оценивается произведение, состоящее из фрагментов, дающих различный результат при оценке каждого из них, то по этим оценкам выводится средняя оценка произведения через их сумму, делённую на их количество. Так например, при оценке по этой шкале рублёвской "Троицы" оценка тех мест в картине, которые проявляют картинную плоскость сатва - поэтической росписью не только цветом, но и соответствующей условностью изображения предметов будет 4б, а мест, которые проявляют её либо только цветом или же только соответстствующей условностью изображения предметов будет 3б, а фрагментов, которые ни чем не проявляют картинной плоскости будет 2б. В результате средняя оценка будет (4б+3б+2б):3= 3б. Следовательно, такое произведение находится на втором горизонтальном эволюционном уровне третьего вертикального эволюционного уровня Шкалы успеха. Такова оценка данного произведения с позиции приближения его к Школе "Храмовая Стена" и её высшим достижениям.
Шкала успеха помогает также и лучше разобраться в понимании, например, Школы Сидлина, а именно: второй, третий и четвёртый эволюционные периоды Школы Сидлина представляют собою ни что иное как горизонтальные эволюционные уровни третьего вертикального эволюционного уровня Шкалы успеха. Эти периоды поэтому можно по этой шкале обозначить как 3а, 3б, 3в, 3г. А отсюда видно, что эволюционный вектор Школы Сидлина был неудержимо направлен на приближение к четвёртому вертикальному эволюционному уровню Шкалы успеха, который олицетворяет собою качество произведений Школы "Храмовая Стена".
Все горизонтальные эволюционные уровни на любом вертикальном эволюционном уровне представляют, олицетворяют собою тот вертикальный эволюционный уровень на котором они находятся и не отличаются друг от друга качественным изменением своих произведений, но в итоге приводят свои произведения к качественному их изменению характерному для произведений следующего какого-либо вертикального эволюционного уровня.
К горизонтальным эволюционным уровням произведений того или иного вертикального уровня относится и всевозможные импровизационные, интерпретационные, экспериментальные и другие поисковые пути творческой деятельности с целью вскрыть все возможности данного вертикального эволюционного уровня для сознательного или подсознательного перехода на качество произведений того или иного следующего вертикального эволюционнного уровня. Так например, Сидлин говорил своим ученикам: "Я в своё время прошел все измы. Измы это по сути, кухня художника, когда он экспериментирует, делая для себя открытия.
Тогда это была своеобразная реакция художников, вызванная особенностями того времени и состоянием его искусства. Придёт когда- нибудь время, появится человек, который объединит все эти находки и поведёт искусство дальше". Ученики догадывались, что говорил он тогда о себе: именно ему в какой- то мере удалось это сделать, выйдя на осознание обьективной необходимости проявлять картинную плоскость цветом с его высокой эстетикой, что определило возникновение Школы Сидлина этим фундаментальным её принципом.
Каждый вертикальный эволюционный уровень определяется фундаментальным принципом своих произведений, находящихся на его горизонтальных эволюционных уровнях. Так например, фундаментальным принципом произведений четвёртого вертикального эволюционного уровня Шкалы успеха является фундаментальное требование, чтобы сатва - поэтическая роспись проявляла картинную плоскость на все 100%. Поэтому произведения Школы "Храмовая Стена" олицетворяющие четвёртый вертикальный эволюционный уровень, могут иметь любой светлоты цветовой тон гаммы росписи, так как характер гаммы не входит в определение, в характеристику фундаментального принципа произведений четвёртого вертикального эволюционного уровня, к тому же ещё и содержательность сатва - поэтической росписи, имеющей, например, очень светлую или очень тёмную гамму одна и та же - сатва - поэтическая, т. е. содержательность Высшей реальности.
Разница же между содержательностью этих гамм лишь в том, что в первом случае эта содержательность Высшей реальности утверждает свою символику т. е. очень светлую гамму, а благодаря утверждению своей символики утверждается и сама эта Высшая реальность. Во втором же случае содержательность этой Высшей реальности одухотворяет, обожествляет, просветляет собою символику Низшей реальности, т.е. очень темную гамму, а благодаря этому через неё и саму Низшую реальность. Следовательно, утверждая в своих произведениях Высшую реальность или просветляя Низшую реальность художники Школы "Храмовая Стена" тем самым воздействуют таким же образом на Высшую и Низшую реальности в глобальном космическом смысле этих слов.
Происходит так потому, что между символикой и тем, что символизирует символика, существует взаимосвязь. Так например, при изменении имени или фамилии человека он и сам меняется. Меняется даже его судьба. И, конечно, не из-за какой либо прихоти Сидлин ещё в довоенный период с первого дня своих занятий со студийцами представлялся перед своими учениками как Иосиф Абрамович. И мы ученики только после его смерти, когда нам в руки попал его паспорт, узнали, что он Осип Абрамович. И здесь я бы хотел предупредить сидлинцев не перестраивать своё сознание с имени Иосиф на имя Осип, так как не только произойдёт изменение всего нажитого в изостудии Сидлина, но и потеряется связь с его Школой. А если будут создаваться печатные труды о Школе Сидлина с ориентацией на его паспортное имя, то уж наверняка никогда не дойдет до сознания наших потомков понимание Школы Сидлина как бы её не расписывали и не помогут в этом даже хорошо выполненные репродукции с её произведений.
Не могу не привести и пример, взятый из книги Ларисы Скобкиной "Школа Сидлина" в которой приводятся слова Игоря Иванова: "При знакомстве с хозяином - колхозником, у которого мы сняли комнату, Сидлин представился: "Иосиф Абрамович". А тот: "Ага, Осип Иванович. Я тебя на рыбалку поведу, у меня лодка". Так и повелось - Осип Иванович". Здесь видно, что Сидлин продолжает оставаться в своём амплуа, как Иосиф, а хозяинколхозник подстроил всю ситуацию под структуру наиболее привычную и наиболее приемлемую и желаемую для своего сознания и бытия ис-пользовав найденную им для этого соответствующую символику. Но художники Школы "Храмовая Стена" предпочитают придерживаться все же очень светлой гаммы своих произведений, так как благодаря этому утверждается Высшая реальность, Что значит укрепляется и бытие. И тогда Низшая реальность в сравнении с Высшей реальностью становится слабее в своём бытии, а это ведет к уменьшению и её количества, и увеличению количества Высшей реальности. И такое происходит тогда во всём Мироздании.
Хотя на1-м и на 2-м вертикальных эволюционных уровнях и не проявляется храмовая стена, но на 1-м вертикальном эволюционном уровне допустимо проявление светлой гаммой символики Высшей реальности, а на 2-м вертикальном эволюционном уровне эта символика не только проявляется, но и обожествляется сатва - поэтической росписью в результате чего становится эта символика Высшей реальностью. Но цели и задачи Школы "Храмовая Стена" сводятся всё же к тому, чтобы реализовать с наибольшей полноценностью ещё и Высшую реальность, выступающую в образе храмовой стены, что происходит на 4д, 5д, 6д, 7д, 8д вертикальных эволюционных уровнях, последовательно повышающих силу её проявления очень светлой гаммой сатва-поэтической росписи, доведя храмовую стену до белоснежной чистоты и прозрачности, излучающей свет и состоящей из него.
А это значит, что фундаментальный принцип произведений Школы "Храмовая Стена" предъявляет к её произведениям фундаментальное требование соответствовать 5д или 6д, или 7д, или 8д уровням Шкалы успеха и определять ими свою эволюцию. Это не противоречит и тому, что написано в книге Ларисы Скобкиной "Школа Сидлина", Санкт - Петербург, 2001, стр. 47, а именно:
"Художники Школы "Храмовая Стена" продолжают эволюцию по сценарию повышения духовного потенциала произведений, связанного со всё большей умиротворённостью сюжета, последовательного высветления гаммы и всё большей неукрывистости и прозрачности колеров - до незакрашенности отдельных мест белого грунта холста".
"Главный акцент - на проявленный белоснежный блок храмовой стены, а не на роспись картинной плоскости. Представилась обоснованная возможность называть стену храмовой, а Школу "Храмовая Стена". Живопись её способна существовать не только на реальной Стене. Но и на изображенной стене в станковом произведении. Сатва - поэтическая роспись, цветовые тона которой характерны только для верхних чакр, проявляет картинную плоскость за счет цвета и соответствующей условности изображения предметов".
Существуют два вида Храма - Храм Бога и Храм Дьявола. Но это, конечно, ни чуть не значит, что эти храмы, их стены действительно существуют в природе в прямом смысле этих слов. Они это лишь понятия - символы в сознании человека, олицетворяющие соответствующий им ассоциативно - поэтический смысл и только. Художники Школы "Храмовая Стена" имеют дело со стеной первого вида Храма т. е. со стеной Храма Бога. Но если раджической росписью проявить картинную плоскость, то проявится храмовая стена второго вида Храма по содержанию диаметрально противоположная содержанию храмовой стены первого вида Храма - Храма Бога.
И в заключение следует сказать, что Шкала успеха на пути к Школе "Храмовая Стена" и её высшим достижениям. Не является чем- то надуманным, субъективным: она определяет собою объективный путь эволюции произведений Школы "Храмовая Стена", а следовательно, и объективный вектор творческого роста её художников которых, кстати сказать, интересует не только их эволюция, но и как пополнить состав своей группы. Именно это их заставило организовать изостудию Школы "Храмовая Стена" с целью расширить контингент представителей своей школы. Эта изостудия под названием "Мастерская Современного Искусства" при СПб Государственном Университете им. Ломоносова уже работает с октября 2001 года.
И еще очень надо сказать о том, что Шкала Успеха не подавляет творческую индивидуальность художника, а наоборот, каждый уровень успеха по этой шкале является, по сути говоря, и уровнем творческого самовыражения художника. Иначе говоря, эта шкала уровней творческого роста совпадает с уровнями самовыражения, если конечно вкладывать в эти понятия соответствующий в нашем случае смысл, т.е. под самовыражением понимать самовыражение истинного "Я", абсолютного "Я", а не самовыражения личностного "Я", не истинного "Я", нажитого "Я", не подлинного "Я". Ведь подлинное "Я" уже заложено изначально в природу человека, как его возможность достигнуть этого своего природного "Я", и шкала успеха своими уровнями, как верстовыми столбами, вехами отмеряет и отмечает путь эволюции произведения ко все большему самовыражению истинного "Я" художника определяя тем самым вектор творческого роста художников Школы "Храмовая Стена".
Ю. Нашивочников 2001г.