Слепой художник

Ю.А. Нашивочников о себе

Юрий Нашивочников

Родился я 28 января 1922 года в городе Павловске Воронежской области.

С 1934-го года около двух лет занимался в ДХВД (дом художественного воспитания детей) Московского района г. Ленинграда у художника-педагога Евгения Георгиевича Лужковского.

В 1936-м году перешел заниматься в изостудию к Осипу Абрамовичу Сидлину при ДК им. Капранова.

О.А. Сидлин был в свое время лучшим учеником Осьмеркина, Савинова, Малевича и Петрова-Водкина. Он завершил своим творчеством и своей Школой эволюцию изобразительного искусства ХХ века за счет того, что впервые теоретически разработал и доказал практически положения:

  1. О необходимости существования в произведении проявленной картинной плоскости;
  2. О необходимости адаптации произведения к объективным особенностям зрительного восприятия.

Эти принципы "Школы Сидлина" легли в основу моего становления как художника и педагога и были использованы в моем творчестве, а также и в педагогической деятельности как со зрячими, так и незрячими учениками и создали предпосылки для возникновения Школы"Храмовая Стена".

С этим выдающимся мастером вместе провел 36 лет. Регулярные встречи прервались лишь во время Великой отечественной войны, в которой участвовал с 1941-го по 1944-й год.

После демобилизации по ранению один год проучился в Московском институте прикладного и декоротивного искусства, но вскоре после возвращения в Ленинград поступил в 1945-м году в Ленинградский институт им. И.Е. Репина на специальность художник-скульптор. Вначале учился у В.А. Синайского. С третьего курса был отобран по конкурсу в мастерскую А.Т. Матвеева, ассистентами которого были Б.Е. Каплянский и А.П. Тимченко. Институт закончил в 1951-м году и далее находился на творческой работе в ЛОСХе.

С 1961-го по 1965-й год работал преподавателем кафедры живописи, рисунка и скульптуры Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ).

С 1961-го по 1976-й год был педагогом изокружка в Ленинградской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

С 1965-го по 1976-й год являлся старшим преподавателем и старшим научным сотрудником кафедры тифлопедагогики Ленинградского педагогического института им. Герцена (ЛГПИ). За этот период мною написано 11 работ, посвященных изобразительному творчеству незрячих и слабовидящих детей.

В 1976-м году в ДК им. Шелгунова ЛенВОС возглавил студию "Любительское объединение "Художник", в состав которой входили и слепые ученики. Из учеников, полностью потерявших зрение, сформировал группу "По", названную так в честь московского слепого скульптора Лины По, работавшей в 1930-е - 40-е годы. Первая выставка этой группы состоялась в 1990-м году в Музее истории Ленинграда. Вторая - спустя год в институте им. И.Е. Репина, а затем в галерее "Школа Сидлина" и других местах.

Много времени я посвятил истории. Окончив в 1978-м году курсы подготовки экскурсоводов, написал тексты экскурсий на темы: "Деревянное зодчество русского Севера", "Старая и Новая Ладога". Проводил экскурсии по этим темам, что имело в дальнейшем немаловажное мировозренческое значение для поиска новых путей в развитии изобразительного искусства.

С 1987-го по 1995-й год был директором творческой организации "Школа Сидлина" и художественным руководителем двух одноименных галерей.

К 1992-му году, с группой близких учеников, создали Школу "Храмовая Стена", которая определила следующий шаг в эволюционном развитии изобразительного искусства.

Концепцией этого нового направления является вывод зрителя на восприятие в произведении высокодуховной, по содержанию, стены, духовно возвышающей своей росписью. Стена поэтому названа храмовой. Этот результат достигается за счет целого ряда художественных приемов, направленных на проявление картинной плоскости произведения, которая автоматически становится передней плоскостью проявленной стены.

Одновременно с созданием Школы мы объединились в группу художников под названием "Храмовая Стена". Официально заявила себя группа в этом же году на 1-ой выставке в галерее "Федор" в г. Сестрорецк. С тех пор художники этой группы, как представители Школы "Храмовая Стена", ежегодно экспонируют свои произведения живописи, скульптуры и графики на различных персональных и коллективных выставках.

После окончания выставки "Авангард на Неве" в Третьяковской галерее пять моих работ администрация Галереи оставила у себя для постоянной экспозиции.

В 2005-м году я был принят в "Профессиональный творческий союз "Товарищество "Свободная культура".

6-го октября 2005-го года получил диплом о награждении международной премией им. Николая Рериха в номинации "Достижения в области художественного творчества.

Боее 45-ти лет я посвятил занятиям изобразительным творчеством с незрячими. Опыт этих занятий, основанных на вышеназванных принципах и творческом подходе к учебному процессу, с неопровержимой достоверностью показал, что незрячие (и даже слепорожденные) способны заниматься изобразительным творчеством на самом высоком художественно-эстетическом уровне. Мои незрячие ученики достаточно успешно участвуют в различных художественных выставках, в том числе и престижных, являются лауреатами многих отечественных и международных конкурсов и фестивалей. Павлова Лариса, например, регулярно участвует в ежегодных традиционных выставках в Центральном выставочном зале "Манеж" и Санкт-Петербургском отделении Союза художников России, в 2005-м году принята в Союз художнтков России и в "Профессиональный творческий союз "Товарищество "Свободная культура".

Разработанные мной методики уравнивают возможности здоровых и незрячих ребят, но, как тем, так и другим, для успешных занятий изобразительным творчеством, необходимо иметь способности и хорошего Учителя для их развития.

Выполнение указанных условий может быть с успехом обеспечено в государственной системе обучения слепых путем включения в программу обучения уроков изобразительного творчества и создания изокружков и изостудий при организациях слепых.

Ю.А. НАШИВОЧНИКОВ


Далее >>