Слепой художник

Подвиг человека, подвиг художника

В ряду замечательных советских людей, чье мужество, героизм и трудовой подвиг преодолели самые суровые испытания жизни, имя скульптора Лины По, ее жизнь и творчество занимают по праву свое место. Талантливая балерина Лина Михайловна По в 1934 году в результате тяжелого заболевания, вызвавшего паралич и потерю зрения, стала полным инвалидом. Однако слепота и паралич не отрезали ее от людей, не выкинули из жизни. Героическим усилием воли, настойчиво, терпеливо мужественная советская женщина поборола несчастье. Она сумела переключить свое богатое дарование в область скульптуры. Она вновь стала полноценным членом общества, замечательным советским художником.

...Паралич и слепота, постигшие Лину Михайловну, казалось, навсегда должны были увести ее из мира искусства. Но этого не случилось. Однажды врач, лечивший Лину По в больнице, заметил, что она лепит что-то из хлебного мякиша. Чтобы развлечь больную, он принес пластилин. И тогда, в 1936 году, в больнице родилась ее первая скульптура - "Вероника" - задумчиво грустная головка чертами Лины Михайловны. Восхищение и интерес, вызванные этой работой, поддержали больную.

Еще не веря, что возможность творчества вновь возвращается к ней, Лина По робко, в буквальном смысле ощупью, стала прокладывать тропинку в, казалось бы, ушедший от нее мир. Постепенно возвращалась уверенность в своих силах.

Балет-искусство динамической пластики и скульптура-искусство пластики статической чудесным образом переплелись в жизни и творчестве Лины По. Будучи балериной и осуществляя постановки танцев, она работала над пластическими этюдами, своего рода скульптурными композициями. Сохранились наброски, которые она делала с натуры во время своих балетных постановок. Бегло, но мастерски исполненные, они свидетельствуют о больших вдумчивых творческих поисках молодой балерины-режиссера. Близкое, глубоко прочувствованное, понятное искусство танца получает в руках ослепшей Лины По новое воплощение в серии танцевальных скульптур. Они поразительны по грации, по тонкому пониманию движения и проникнуты особенным трогательным лиризмом. Это песнь возвращающейся жизни. Серия ранних работ завершается танцевальной сюитой 1937 года, в которой проявлено исключительное знание композиции танца. Блестящее, жизнерадостное произведение исполнено прикованным к постели скульптором, страдающим изнурительными приступами тяжелой болезни. Особого внимания заслуживает скульптура "Прыжок" (1938 г.), находящаяся в Третьяковской галерее. Полная ликования и легкости женская фигура летит в стремительном движении. Разорваны путы недуга, вновь обретена радость творчества -таков был смысл этого произведения для автора. Наряду с темой танца, уже в ранних работах Лина По обращается к портрету. В этой серии исключительно интересен портрет В. И. Ленина - (1937 г.). Еще недостаточно совершенный по проработке формы, он очень выразителен в передаче большого раздумья сдержанной обиды. Поразительны портретное сходство и монументальность трактовки этой маленькой скульптуры.

Творческий метод Лины По, обусловленный в какой-то мере постигшим ее несчастьем, глубоко поучителен. Она не замкнулась в себе. Все, что приносила ей жизнь, все возникающие мысли и образы, как любила говорить Лина Михайловна, она складывала в свой "запасник", чтобы в нужную минуту извлечь и использовать. Оттого так жизненны темы и сюжеты ее произведений, поэтому нет в них мертвящей абстрактности.

Облюбовав подсказанный жизнью сюжет, Лина Михайловна долго вынашивала его, продумывая черты образа. Затем начинался самый мучительный, по ее словам, процесс мысленной лепки. Обычно ночью она в уме лепила фигуру, портрет или композицию штрих за штрихом, в той последовательности, как это потом будет делаться руками. Так проходила она скульптуру во множестве эскизов, не прикасаясь к материалу. Лина Михайловна говорила, что уставала она в эти дни больше, чем во время лепки.

Самый процесс лепки отличался у Лины По от обычных приемов работы скульптора. Она вела скульптуру снизу вверх, одной рукой прорабатывая форму, другой проверяя общие пропорции и соотношения частей. Лепила она пальцами, ногтем мизинца отделывая тончайшие детали лица, небольшим костяным стэком пользовалась лишь в редких случаях. Многие, видевшие ее работы, с недоверием относились к возможности создания таких вещей с помощью только осязания. И лишь, наблюдая, как Лина По, низко склонив голову, словно прислушиваясь к чему-то, работала своими изумительными руками, начинали верить в чудо ее творчества. Иногда отсутствие жесткого каркаса, который она не в силах была сделать, или деформация пластилина от тепла вызывали множество осложнений, порой доводивших скульптора до отчаяния.

Только необыкновенная выдержка, терпение и любовь к своему делу давали Лине По силу довести произведение до конца. Нельзя не сказать о том, как упорно и терпеливо работала Лина Михайловна над повышением своего мастерства. Много дней провела она в музеях, осязанием изучая лучшие образцы скульптуры, прося сопровождающих ее друзей давать самое подробное описание произведений. Так изучила она античные слепки в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, скульптуру Третьяковской галереи и музея А. С. Голубкиной.

Ее необыкновенные пальцы замечали тончайшие оттенки формы. О достоинствах той или иной скульптуры Лина По могла рассказывать подробнее и интереснее многих, воочию видевших эти вещи. Дальнейшее развитие ее творчества тесно связано с борьбой за освоение материала и техники. Постепенно она переходит от пластилина к глине, от малых по размерам работ к портретам почти в натуральную величину. Одновременно со скульптурами, выражающими существо танца, его пластический и эмоциональный рисунок, Лина По обращается к сложным композициям на темы народных танцев, ставя себе задачу передать их национальный характер и колорит. К этому циклу относятся "Украинский гопак", "Русский танец" и последняя работа - "Восточная сюита" (1947 г.), в которой удачно передано своеобразие восточной танцевальной пластики. Не оставляя тему танца, бесспорно, основную тему ее творчества, Лина По все чаще принимается за работу над портретом, достигая здесь большой глубины, своеобразия и тонкой психологической характеристики. "Лучшей, совершенной вещью как по форме, так и по воодушевлению автора" - назвал М. В. Нестеров, покоренный искусством Лины По, голову "Старого еврея" (1940 г.).

В своеобразном плане решен ею портрет Пушкина (1940 г.). Лину Михайловну глубоко волновала драма последних дней поэта, и она с поразительной тонкостью передала состояние человека, которому душно в рамках ненавистной ему светской среды. Человек большого темперамента, Лина По остро и горячо отзывалась на все события окружающей жизни. Они находили с ее стороны немедленный, действенный отклик, а возросшее мастерство позволяло ей расширить круг творческих тем. С особенной страстностью и глубиной чувства восприняла и отразила она в своем творчестве события Великой Отечественной войны. Эвакуированная в Уфу, изнемогая от усилившихся приступов болезни, Лина По создавала вещи, в которых с большой силой звучали темы патриотизма, народного гнева, боевых и трудовых подвигов советского народа. Лучшие из работ этого времени - "Без крова" (1942 г.), "Народный мститель" (1943 г.), "Подвиг бойца Цукалина" (1943 г.), "В фашистской неволе" (1944 г.), "Молодой партизан" (1947 г.). В годы послевоенного строительства она создает образы новых людей социалистического труда - "Девушка у штурвала", "Наша молодежь в труде" и другие.


Далее >>