Слепой художник

журнал Наша жизнь - НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Тема: *НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ*
Дата: среда 2 сентября 2015 год! 4:20

ТВОРЧЕСТВО ВОПРЕКИ

Кто расскажет о себе лучше, чем сам человек? Я об этом думала постоянно, когда читала электронные письма Светланы Широковой-Зоновой из города Апатиты Мурманской области. Она прислала их в редакцию журнала "Наша жизнь", чтобы познакомить со своим творчеством: эта молодая незрячая женщина стихи и рассказы пишет, пластилиновые картины создаёт, поёт, вяжет. И всё это у неё хорошо получается, на радость себе и людям. В электронных папках - её биография, циклы стихов, перепечатка заметок о ней со ссылками на сайт, снимки художественных работ, личная фотография и перечень наград международной премии "Филантроп". Начиная с 2006-го, практически каждые два года она получала сертификаты за литературное и поэтическое творчество. Кстати, вся эта информация выложена и в Интернете.

У меня была непростая задача - рассказать о человеке, которого я никогда не видела и с которым не была знакома. Но помогла подсказка в виде этих писем. И, естественно, фотография. Несмотря на то, что она выполнена в традициях статичного портрета, главное в характере просматривается. Чувствуется, что Светлана - сильная личность, внешне закрытая, но внутри с огнём. Вот только что поддерживает его? На этот вопрос мне предстояло найти ответ.

Прочитав то, что Светлана прислала в редакцию, а потом и сведения из Интернета, я узнала, что она северянка, родилась в Апатитах, где и сейчас живёт. По профессии медсестра, работала по специальности. Зрение потеряла в 27 лет из-за болезни.

- С этого времени и начался мой творческий путь, - сообщает она. - Я стала писать стихи, а чуть позже и прозу. Мои стихи печатались в журналах "Наша жизнь", "Школьный вестник", в местной газете "Кировский рабочий". Я неоднократно выступала по местному и областному радио и телевидению. А также ежегодно - на областных фестивалях, где меня награждали дипломами, грамотами и памятными подарками. Но самые дорогие для меня награды - от Всероссийского общества слепых. Так, в 2008 году я получила Почётную грамоту от президента ВОС А.Я. Неумывакина. В 2009-м отмечена Знаком отличия "За бескорыстие, гуманизм и трудолюбие".

То есть, после потери зрения стихи стали смыслом её жизни, способом самовыражения и самоутверждения. Их написано уже очень много. Вот что она говорит об этом: "Моя поэзия вошла в семь совместных сборников незрячих поэтов Мурманской области: "Дай сердцу твоего коснуться сердца", "Сияние Севера" (альманах), "Нам нужно в счастье непременно верить", "Душой цвета я вижу", "На крыльях вдохновения", "Минувших дней святая память", "Там, где северные зори". Эти сборники изданы при поддержке Мурманской областной специализированной библиотеки для слепых.

В 2006 году я подготовила свою книгу стихов под названием "Приди, моё счастье". Потом был сборник "Школьная подруга" и несколько звуковых с наложением современной инструментальной музыки при содействии мужа Евгения.

Стихи - очень личные, но понятные каждому, ведь это разговор с самой собой и Богом на тему поиска счастливой жизни. Есть в них и грусть, и печаль, и грёзы:

Но как же жить с душой поэта
Без счастья, без любви земной?
Не видеть солнца, мира, света
И быть всегда, всегда одной.
Ночами в страхе просыпаться
И ждать, когда же он придёт -
Тот миг любви земной и счастья
И за собою позовёт.

Но в данном случае - это лишь лирический фон, типичный для женской поэзии, а суть творчества - всегда жизнеутверждающая:

Живи и делай жизнь прекрасней,
Дари всем людям доброту.
Жить вопреки - так безопасней.
Гони же прочь печаль, тоску.
Живи своей судьбой постылой,
Воспитывая гордый нрав.
Воспрянет дух, нальётся силой,
И ты поймёшь, что Бог был прав:
*** Ведь наша участь - смело шагать,
Быть благодарным судьбе.
А если вдруг крутой поворот
И нам не везёт пока,
Волю в кулак - и только вперёд,
Хоть наша судьба нелегка.

У меня нет цели рецензировать стихи С. Широковой-Зоновой, моя задача - показать настрой автора. Повторяю, он - бодрый, оптимистичный, вдохновляет на активные действия.

Именно стихи сделали незрячую поэтессу известной в городе. Её приглашают на творческие вечера, ей пишут письма, как она признаётся, "из разных уголков стран ближнего и дальнего зарубежья". Слава сделала её более ответственной. Чтобы быть поближе к людям, она самостоятельно освоила компьютер, свободно работает на нём. Используя возможности Интернета, занимается самообразованием, много читает, обсуждает с мужем прочитанное, в минуты откровений черпая новые сюжеты для своих работ.

Знаменитости С. Широковой-Зоновой прибавило и увлечение живописью с использованием пластилина. Всё началось в январе 2015 года, а уже в апреле состоялась первая выставка её четырнадцати картин. Некоторые из них она создавала в ходе подготовки к выставке, работая день и ночь, не замечая, как летит время, но получая при этом огромное удовольствие.

Меня очень тронуло её трепетное отношение к этому мероприятию, впечатления о котором она опубликовала в местной газете: "Мои пластилиновые картины были развешаны на стенах, некоторые стояли на столах вдоль стен, как мне объяснили, чтобы люди могли получше рассмотреть их. На выставке был и авторский уголок. На журнальном столике размещена моя большая любительская фотография в рамочке и информация обо мне. Пришедшие на выставку люди рассматривали картины.

Желающие подходили к этому уголку и что-то переписывали для себя. Мы прекрасно слышали обсуждения, восхищение и восторг. Я радовалась всему происходящему и вполголоса переговаривалась с мужем, делясь своими наблюдениями. Супруг кивал головой, вслушиваясь в атмосферу зала. После выставки моя подруга и наши мамы, перебивая друг друга, рассказали, что посетители с большим интересом рассматривали картины. Одни, наверное, даже не верили, что эти работы мог сделать тотально слепой человек. А другие восторгались, глядя на яркие полотна, и удивлялись прямым линиям на картинах. Потом смотрели на меня. Видимо, таким образом ища во мне подтверждение своего мнения". И ещё: "Всех очень поразил похожестью мой Кирилло-Белозёрский монастырь. Самое удивительное, что люди его узнавали, и каждый, кто когда-то бывал в нём, начинал свой рассказ об этом великолепии. Я улыбалась и кивала головой в знак согласия. Кому же, как не мне, знать об этом лучше всех присутствующих в зале! Ведь все мои школьные летние каникулы прошли в этом живописном месте.

Говорили о картине "Одинокая свеча", что очень хорошо наложена цветовая гамма. Практически всем понравилась моя "Мимоза". В картине использовано несколько техник: аппликация, графические контуры и наложение пластилина мазками. Очень ярким получился "Чёрный мустанг", на котором лошадь как живая". И совсем-совсем ещё: "В завершении чудесной выставки и поэтического вечера под дружные аплодисменты мне подарили красивый пышный букет кустовых хризантем, аромат которых заполнил всё пространство вокруг, и мне казалось, что я попала в оранжерею. А потом поступило предложение сфотографироваться на память. Все желающие собрались возле нас с мужем. После этого ко мне стали подходить люди, что-то уточнять, спрашивать, желать успехов. Казалось, что сегодня я была нарасхват".

Мне тоже захотелось последовать примеру этих людей, встать в очередь, дождаться своего "часа" и спросить Светлану о том, что она недосказала в своих записях, то есть о работе души. Я предложила ей пообщаться через интернет-переписку. Она согласилась. Ответила на вопросы быстро и, по-моему, с удовольствием. Вот что из этого получилось.

- Вы пишете, что творчеством занялись после потери зрения. Как Вы сами себе это объясняете? Что повернулось в душе? Это Ваш выбор или совет психологов? Чем стало творчество для Вас?

- Когда это случилось, земля ушла из-под ног. В двадцать семь лет вместе со зрением был потерян и смысл жизни, наступило внутреннее одиночество. Вот тогда-то и заговорила моя душа. Стали сами собой рождаться строки стихов. И с этим уже ничего нельзя было поделать. В этот момент моя душа впала в особое состояние, в котором мне было хорошо и спокойно. Поскольку зрячие не всегда были со мной рядом, чтобы записать мои стихи, мне пришлось приобрести диктофон. А уже позже я поняла, что поэзия стала смыслом жизни, я могу рассказывать обо всём, что чувствую, слышу, о чём думаю, не стесняясь своего внутреннего "я".

- У Вас очень много побед на "Филантропе". Зачем Вам нужна эта гонка? Для признания? Для честолюбия? Для стимула? Она Вам не в тягость?

- Ну, я бы не сказала, что это гонка. Это итог моей творческой деятельности. И потом, а почему бы не поделиться своим творчеством с другими людьми? Не показать миру, на что ты способна, тем более, зная о том, как воспринимают мою поэзию люди.

- Про пластилиновую живопись хотелось бы поговорить подробнее. Почему выбрали именно её? И главное - расскажите о технике, материале, приспособлениях так, чтобы незрячий читатель мог легко себе это представить. Как выбираете тему? Спонтанно? После долгих раздумий? В зависимости от наличия материалов? Как долго работаете? Можно ли сказать, что она стала главной в Вашем творчестве?

- Рисовать я любила с детства. Правда, цветными карандашами, акварельными красками, гуашью. Мои детские работы частенько висели на школьных выставках. Во взрослой жизни я тоже пользовалась обычным простым карандашом. Последний мой рисунок был написан в двадцать пять лет. В слепой жизни бывшему зрячему человеку очень не хватает яркости окружающего мира и красок. И я всегда спрашивала близких, как выглядит тот или иной предмет и, самое главное, какого он цвета. Иногда описание меня удовлетворяло, а иногда нет. Пару лет назад в разговоре со знакомыми я узнала о пластилиновой живописи. Меня это заинтересовало и заинтриговало, хотя и были сомнения: а что я буду делать с этими картинами? И всё же решила попробовать. Первая моя работа была простенькая и называлась "Чебурашка". Когда-то в детстве я его рисовала, и почему-то он мне запомнился, хотя был нарисован на белом листе бумаги

цветными карандашами. Последующие работы я уже разнообразила при помощи разноцветного пластилина и своего воображения. Вы спрашиваете, как рождается сюжет моей картины? Конечно, чаще это воспоминание из зрячей жизни или мои цветные сны дают пищу для творческих фантазий. Кстати, сны очень помогают и в литературном творчестве. У меня много рассказов написано не только на основании каких-то жизненных ситуаций, но и сновидений. Вот и картины практически так же рождаются: сначала в голове, потом душа наполняет красками мысли и воображение. А иногда возникает желание нарисовать вот именно это и всё тут. Я пару дней в голове вынашиваю свою картину, а потом жду, когда придёт к нам в дом кто-нибудь из зрячих, при помощи которых я раскладываю пластилин и запоминаю цвета, беру картон размером 30 на 30 или 30 на 40, пластилин, который мне необходим для работы, все свои приспособления, а именно: стеки, зубные щётки, крышки, спичечный коробок, стакан или чашку, вилку, нож, толстую иглу, а также толстую шерстяную нить для разметки пропорций и размеров предметов на картине. Нитью вообще удобно делать замеры и разметки в отличие от обычной линейки. Нить, как и сам пластилин, податливая. Её можно повернуть в любую сторону, как тебе захочется. Сначала я размечаю картонное полотно и на определённые места наношу пластилиновые маленькие кусочки. Потом раскатываю из них колбаски. Не слишком длинные, чтобы не рвались, и начинаю вырисовывать задуманную фигуру. Ну, например, дерево. Сначала ствол, потом крону. Ствол дерева - коричневым пластилином, а крону - зелёным. Контур раскрашиваю так: маленький кусочек мну в руках, чтобы он был мягким, и начинаю, скажем, с левого края размазывать пластилин. После чего внутри контура кроны коричневыми колбасками вырисовываю ветки. Зубной щёткой провожу по стволу, подчёркивая его корявость. Вот и получился старый могучий тополь. Пластилин вообще благодарный материал для незрячего художника. Он мнётся, клеится, режется. Он эластичен и податлив. Его можно раскатывать, скатывать в шарики и колбаски, размазывать, делать аппликации и, самое главное, он разноцветный и отлично смешивается.

Например, из красного и синего можно сделать вишнёвый цвет. Или если скрутить две колбаски разного цвета, например, чёрного и белого, и между собой перекрутить, а потом нанести на картон или стекло, то получится рисунок в виде мрамора. Я люблю рисовать свои картины и при этом получаю огромное удовольствие и радость от творческого процесса. Иногда совмещаю два вида творчества, а именно пластилиновую живопись и поэзию.

Я человек разносторонний и поэтому рисую, пишу стихи, прозу, а ещё пою красивые лирические песни. Не только авторские, но и романсы, популярные песни. Я отлично вяжу на спицах добротные тёплые вещи. Как бывший медик, даю советы друзьям, знакомым и родственникам, которые ко мне обращаются.

- **?** Обычно человек полнее всего раскрывается в стихах. Прочитав их, я поняла, что Вы сильная личность и Ваш девиз - жить так, как хочется. Это очень смелый вызов судьбе! Разъясните его применительно не только к своей жизни, но и к жизни других. Я подумала: может, для незрячих - это протест против слепоты? И в этой храброй философии они находят спасение? Она помогает самоутверждаться? Ваше мнение очень интересно.

- Нет, я не бросаю вызов судьбе. Я просто живу и творю. Делаю то, что в моих силах. Я не жалуюсь на судьбу, так как понимаю, что зрячую жизнь не вернуть. А значит, надо жить, именно жить, а не существовать, так, как это может сделать незрячий человек. Он способен многого достичь в своей жизни. Может быть, ему всего лишь надо помочь, а не мешать. Моя поэзия - это самовыражение. Я всегда была бунтарём и борцом за свои идеи и свободу мысли.

- **?** Маленький вопрос по поводу стихосложения. Вы занимаетесь в литературном объединении?

- Скажем так, это природный дар. Я же занимаюсь самообразованием с помощью Интернета. И очень этим довольна. Мне предлагали вступить в литературное объединение и стать членом Союза писателей, но я отказалась, так как не вижу в этом большой необходимости.

- Задавая этот вопрос, я имела в виду работу над рифмой, ритмом, словом, образом. В литературных объединениях профессиональный поэт обращает на это внимание и учит добиваться точности мысли, образа. Ведь существуют законы стихосложения. Вы стараетесь им следовать? Как оттачиваете ритм, как добиваетесь убедительности образов, избегаете ли повторов и многословия? Вас волнует мнение профессионалов или Вам достаточно отзывов слушателей?

- Когда я начинала писать стихи, то сначала они были неумелыми, но я много работала над ними. Конечно же, обращала внимание и на рифму, и на ритм. Мне хотелось, чтобы мои стихи были грамотными и красивыми. А самое главное, чтобы они воспринимались людьми, и неважно, кто их будет читать - профессионал или обычный любитель поэзии. Я даже порой экспериментировала, читая определённое стихотворение разным людям и по возрасту, и по интеллекту. Большинство воспринимали хорошо, и это меня радовало, придавало уверенности, что я делаю всё правильно. А теперь стихи пишутся на одном дыхании, строчки ложатся сами собой, что говорит о правильности моих первых начинаний, которые я практически отработала до автоматизма. Я много читаю полезной и нужной для моей работы литературы, выбираю из этой массы полезностей то, что считаю для себя необходимым. Когда я работаю над стихом, то мне порой кажется, что я нахожусь не в комнате, а где-то там: В такие моменты Евгений меня не беспокоит вопросами, потому что знает, что я всё равно ничего не услышу и не отвечу, я - на своей волне. Очень часто бывает, что, прочитав рассказ или стихотворение какого-нибудь автора, у меня рождается своё, иногда как ответ, но чаще - как самостоятельное произведение. Меня может тронуть любая строка стиха. Видимо, это зависит от того, в каком настроении я нахожусь, и что меня интересует в данный момент. Наверно, здесь отлично подходит слово спонтанность. В моём архиве на сегодняшний день около 400 стихотворений, и все они разные по содержанию. Думаю, что для каждого человека найдётся, что почитать, как говорят, на любой вкус и цвет. У меня много поклонников, и это не голословное утверждение. Тому есть подтверждение. Когда я с инфарктом попала в реанимацию, то пришло около трёхсот писем от людей со словами поддержки и благодарности за моё творчество.

- Хотелось бы побольше узнать о Вашей семье. Чем занимается муж? Что для Вас главное в отношениях? Что у Вас получается, а что нет? Что бы Вы хотели изменить или прибавить для полного счастья?

- С моим мужем Евгением мы познакомились в 2008 году. В апреле я дала в журнал "Наша жизнь" объявление о знакомстве. В июле от Жени пришло письмо. До Якутии, где он жил, письма шли по два месяца, и к тому времени Женя уже находился на учёбе в Бийском центре реабилитации слепых. Телеграмма с номером его мобильного телефона пришла двадцать девятого августа. А тридцатого мы услышали голоса друг друга. Двадцать четвёртого октября 2008 года Женя приехал ко мне в Апатиты, и с тех пор мы всегда вместе. У нас очень дружная семья. Самое главное в наших отношениях - это взаимная любовь и забота. Мы всегда и во всём помогаем друг другу. Для полного счастья нам не хватает своего жилья. Мы семь лет живём на съёмной квартире. А поскольку люди мы уже зрелые, то очень бы хотелось иметь свой уютный уголок с домашними цветами, пирогами и вкусной едой.

Нас объединяют и общие интересы. Мы с Евгением живём моим творчеством. Я рисую картины, пишу стихи, прозу, детские сказки, пою песни, начитываю свои стихи, а Евгений занимается наложением музыки на мои произведения, микширует мой голос с "минусовками", которые мы скачиваем из Интернета. Таким образом у нас появились аудиосборники стихов, сборник детских сказок "Озорная капель" и песни. Он также продюсирует моё творчество. Были бы большие деньги, занялся бы изданием моих книг.

- Что Вы умеете делать по дому? На ком заботы о хозяйстве, быте? Насколько самостоятельны в ориентировке?

- Мы всё умеем делать сами. Я хозяйничаю на кухне. Люблю готовить и делаю это с большим удовольствием. Наш рацион питания разнообразный, я балую мужа и пирогами, и вкуснейшими салатами, и борщами, и щами. Мне нравится экспериментировать в пределах разумного и съедобного питания. Евгений делает по дому более тяжёлую работу. Мы никогда не перекладываем домашние дела друг на друга, а берём и делаем, раз это надо. В своё время мне как человеку, имеющему заболевание сахарным диабетом первого типа - это тяжёлая форма, отказали в реабилитации в Волоколамском ЦРС. Поэтому с тростью я не хожу. И честно признаться, не пробовала. Может быть, и получилось бы, но родственники и муж не отпускают, боясь за моё непредсказуемое состояние здоровья. А Евгений ориентируется хорошо, несмотря на то, что в нашем городе он живёт всего семь лет.

Вместе с ответами Светлана прислала своё новое стихотворение "Жизнь в картинках". По техническим причинам я привожу из него всего несколько, но очень точных для характеристики её творчества строк:

Каждый день вдохновенье
Посещает меня.
Я рисую виденье,
Воплощая себя.

Из того, что узнала об этой талантливой женщине, по стилистике её речи, по выбору приоритетов и прочим красноречивым штрихам, я сделала такой вывод: она живёт в любви, которую дарят ей, прежде всего, близкие люди, а также она сама. Это почва для рождения её творческих фантазий, это среда, в которой она может быть слабой, капризной, упрямой, а потом удивить всех пронзительным поэтическим образом. Любовь - это и есть тот огонь, который наполняет жаром её душу.

Продолжить общение со Светланой можно по электронной почте lana-nord2012@yandex.ru

(Подготовила материал Валентина Кириллова)