Как известно, современное искусство, порывая с академическими традициями, раскололось на два лагеря - так называемых абстракционистов, т. е. людей, отвергающих смысл в угоду чистой формы, и концептуалистов, отвергающих форму во имя чистой идеи (все остальное - промежуточные стадии между этими крайними состояниями).
И те, и другие, забыв, что являются всего лишь одной из составляющих искусства прошлого, вот уже почти сто лет дурачат зрителя, доказывая последнему, что они преподносят ему нечто небывалое. Так как оба эти направления, закостенев с годами, сами стали классическими, не принадлежать к тому или иному лагерю нынче просто не престижно. Дабы не болтаться - как воробей по сараю - в арт - пространстве, необходимо было спешно определиться в выборе художественного направления.
Понимая, что сделать мои работы абстрактными, не плюща их, невозможно, я, в целях сохранения последних, решил примкнуть к лагерю концептуалистов. Дело оставалось за малым - необходимо было срочно подвести под выставку концептуальную базу.
Сочинив в течение получаса дюжину - другую глобальных концепций, и, выбрав из них наиболее простую и доступную, я внутренне успокоился. С этого момента выставка стала восприниматься мною исключительно как концептуальная (хотя я и не настаиваю). Концепция ее такова - каждый человек в течение жизни получает определенную порцию информации. Величина этой порции напрямую зависит как от продолжительности жизни индивидуума, так и от доступности информационных каналов, используемых оным. В виду того, что основным способом сношения с внешним миром, в последнее время, для человека стали средства массовой информации (СМИ), в основном - телевидение н таблоиды, то и доступность информации ограничивается, в основном, чувствительностью телевизионных приемников и дешевизной периодики.
Человеку обычному, неотягощенному аналитическим даром, в принципе, глубоко наплевать, какого сорта информацию он потребляет, главное, чтобы ее удельная доза соответствовала количеству прожитых лет (чем, кстати сказать, не применули воспользоваться медиа-магнаты). В принципе, как говорил Альберт Энштейн: "Все относительно", и думается, что мы не погрешим против истины, если скажем, что все не только относительно, но и условно.
Всем известно, что кенгуру - сумчатое млекопитающее, и вынашивает своих детенышей в кожистой складке на своем животе. Большинство, основываясь на иллюстрациях из книги А. А. Мильна "Винни - Пух" предполагает, что эта сумка открывается исключительно вверх, более искушенным в зоологии известно, что у некоторых видов сумчатых она может открываться и вниз. Однако, никому не известно случаев, когда она располагалась бы на спине.
Представим себе следующую ситуацию: житель далекого Заполярья (предположительно - оленевод), никогда не выезжавший южнее шестидесятого градуса северной широты, но выписывающий, по необъяснимому стечению обстоятельств, журналы "Нэйче" и "Стейнс", читает в одном из номеров сенсационную заметку, сообщающую ему удивительный факт, что на острове Тасмания научной экспедицией, организованной зоопарком города Арзамас - 16, обнаружено гигантское кенгуру с сумкой, расположенной между шестым и двадцать вторым шейными позвонками.
Хотя этот читатель и склонен критически оценивать новую информацию, и с трудом представляет себе, каким образом кенгуру способно избавляться, в случае опасности, от содержимого своей сумки, доверие его к столь уважаемым изданиям не позволяет ему усомниться в данном факте. Мы понимаем, конечно, что номер журнала, полученный нашим читателем, был сфальсифицирован из хулиганских побуждений, или - со скуки, его знакомым - работником поселковой типографии, тиражирующей самодельные акцизные марки. Однако, что это меняет в жизни нашего оленевода? Проверить сей факт лично, по объективным причинам, он не может (теплобоязнь), а его коллег интересуют совсем другие аспекты жизни, и разубедить обманутого товарища они не способны. Допустим, что Судьба отмерила ему на редкость долгую жизнь. И даже по прошествии восмидесяти лет с момента прочтения статьи, возлежа на смертном одре, наш северянин пребывает в полной уверенности, что кенгуру с сумкой на спине существует.
Конечно, информация, полученная этим читателем, была недостоверной, но разве мешало ему это?
Напротив, долгими полярными ночами вымышленное животное будоражило его воображение, рисуя сказочные картины тасманских джунглей, и, отвлекая его тем самым от мыслей о суициде. Как видно из данного примера, достоверность информации не имеет принципиального значения. Важно лишь то, что она порождает новые нейронные связи, без которых мозг человеческий, как известно, быстро чахнет, функции его атрофируются, что зачастую заканчивается самоубийством. С ролью, отведенной нами таким солидным журналам, как "Нэйче" н "Стейнс", способны с легкостью справиться и менее уважаемые издания. Что же касается ТВ, то здесь его превосходство над научной периодикой совершенно неоспоримо.
Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: чем примитивней и доступней канал передачи информации, тем неправдоподобней сама информация, тем динамичней и благотворней ее влияние на центральную нервную систему. В старину, когда ни телевидения, ни периодики не существовало, их отсутствие вполне возмещалось былинами, легендами и примитивными поделками, изображающими черт те что. По мере развития общества роль сказок и былин перешла к литературе и театру, а роль примитивных поделок - к изобразительному искусству (особенно современному).
В наше время как литературу, так и пластические формы искусства почти полностью вытеснили средства массовой информации, что на мой взгляд не вполне заслуженно по отношению к старым способам очковтирательства, хотя бы исходя из рентабельности. Ведь вся многовековая история человечества доказывает нам, что те же оздоровительные, с точки зрения влияния на психику, функции, выполняемые такими сложными в техническом смысле устройствами как телевизионный приемник или подключенный к интернету компьютер, способны исполнить и более примитивные предметы, например: "скифская баба", лубок, "Черный квадрат".
Очевидно, что наибольший эффект при наименьших затратах будет достигнут в том случае, когда максимальное количество подобных предметов будет собрано на наименьшей площади.
А теперь, уважаемый зритель, внимательней приглядись к работам, представленным на этой выставке. По всем критериям, включая себестоимость, их благотворное влияние на кору головного мозга значительно превосходит и ТВ, и периодику, и научные издания, и даже примитивные поделки. Но это еще не все - используемая, в качестве носителя, медь (Cu) несет в себе необычайные целебные свойства, благотворно воздействуя на психосоматику человека.
В результате мы приходим к следующему выводу: наблюдатель, находящийся в центре выставочного пространства и открытый для восприятия всего концептуального , получает на выставке данного типа МАКСИМАЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОТВОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ как на центральную, так и на перефирическую нервную систему, что должно стимулировать его к приобретению данных работ за любые деньги. Но здесь, дорогой зритель, уже начинается новая концепция.