Слепой художник

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА

Гальванопластика (от «гальвано» и греческого «пластики») - ваяние. Получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металлов на металлическом или неметаллическом оригинале. Основана на явлении осаждения на катоде (в качестве катода - покрытая токопроводящим слоем скульптура или матрица) положительно заряженных ионов меди из водных растворов её соединений при пропускании через раствор постоянного электрического тока. В качестве анода - медные пластины. В качестве электролита – водный раствор CuSO4 и H2SO4. Плотность тока - 1 А/дм2.

Проще говоря, если вы возьмёте сосуд, изготовленный из материала, непроводящего электрический ток, и устойчивого к воздействию неорганических кислот (стекло, полиэтилен), и, залив его водным раствором медного купороса и серной кислоты, опустите в него две медные пластины, подключённые к противоположным полюсам источника постоянного тока, то медь будет переходить с одной пластины и оседать на другую. Если в качестве пластины, принимающей медь, использовать покрытую токопроводящим слоем скульптуру или оттиск, снятый с какого-либо рельефного изображения, то вы получите медную копию, повторяющую форму оригинала. Для придания медной поверхности разнообразных оттенков её покрывают, используя тот же принцип, тонким слоем серебра, золота, никеля или других металлов, либо патинируют, выдерживая в различных агрессивных средах (аммиак, соединения серы и пр.).

Немного истории

Трудно с большой степенью достоверности судить об истинном возрасте гальванопластики - технологии, требующей достаточно высокого уровня знаний в электрохимии. Согласно заявлению немецкого инженера Вильгельма Конига, якобы обнаружившего в 1936 году в Багдадском музее древностей прообраз современного аккумулятора, а также археологическим находкам на территории Малой Азии и Южной Америки украшений из меди и серебра, покрытых тонкими слоями серебра и золота, этот возраст может исчисляться тысячелетиями. Однако абсолютно неоспоримым фактом является доклад русского физика Мориса Германа Якоби (Бориса Семёновича), сделанный им в 1838 году на заседании Санкт-Петербургской Академии наук и посвящённый исследованиям процессов в гальванопластике. С этого момента и начинается современная история, как промышленной, так и художественной гальванопластики.

Наше время не мыслит себя без использования этой технологии (антикоррозионные покрытия, получение химически чистых металлов, восстановление размеров изношенных деталей и т. д.) Но начиналось масштабное применение гальванотехники всё-таки в художественной сфере.

Возможность создавать крупногабаритные, но в то же время лёгкие конструкции была блестяще реализована в интерьере строящегося Исаакиевского собора при участии автора метода академика Б.С. Якоби, скульптора Витоли и И.П. Дылева. В своём письме комиссии по строению собора Б.С. Якоби рекомендовал исполнить скульптуры «посредством нового способа, который в России получил своё начало и усовершенствование и поэтому неоспоримо может быть назван отечественным.

Славнейшие литейщики Германии и Франции признали преимущество сего изобретения, потому что сей способ избавляет от значительных исправлений и позволяет сильно уменьшить количество металла». На предприятии герцога Максимилиана Лихтенбергского, в мастерских В.К. Раштова и на заводе Берда изготовили изваяния ангелов и пророков и орнаментальные украшения барабана и сводов купола, а также парящее на высоте более 80 метров скульптурное изображение голубя. Здесь впервые гальванопластика широко использовалась, как при создании самих фигур, так и при их золочении. В дальнейшем способом гальванопластики были выполнены рельефы для Зимнего дворца, Петропавловского собора, скульптуры для Екатерининского парка в Царском Селе.

В советское время создан ряд высокохудожественных работ по произведениям скульпторов В.И. Мухиной, Н.В. Томского, С.З. Маграчёва и ряда других авторов. Кстати, за разработку новой технологии репродуцирования скульптуры в металле коллектив Ленинградского завода «Монументскульптура» в 1950году получил Сталинскую премию. Авторитет мастеров в российской художественной гальванопластике и сегодня заслуживает высокой оценки. Достойным примером могут служить работы, исполненные в мастерской Художественно-промышленной Академии им. В.И. Мухиной под руководством О.В. Ерошевского. Здесь и реставрационные работы, выполненные по заказу Эрмитажа, и современная высокотехнологичная скульптура, установленная на многометровой стелле в центре Копенгагена, и многое другое.

Широкий спектр возможностей, предоставляемых гальванотехникой, заставил автора этой статьи обратить пристальное внимание на этот метод. Больше всего меня привлекло прекрасное сочетание способности копирования фактуры модели с прецизионной точностью и низкие температуры процесса осаждения металла, что давало потенциальную возможность использования в работе сложных природных объектов, склонных к быстрому разрушению. В результате продолжительных и кропотливых экспериментов удалось разработать технологию, позволяющую устранить влияние фактора недолговечности биологических форм при создании трудоёмких, логически выверенных композиций, требующих длительного времени изготовления.

Работы, полученные с использованием данной технологии, сочетают в себе, наряду с высокой декоративностью, тонкую проработку деталей, присущую скорее гравюре, нежели пластике, а также долговечность и прочность литья. Во время экспонирования автором работ на одной из выставок в Товариществе свободных художников Санкт-Петербурга творчество студии-мастерской Д. Донченко заинтересовало художников по интерьеру, что привлекло к участию в совместной работе над рядом проектов, выполняемых архитерно-строительными компаниями нашего города. Став частью пространства современного помещения, наши гальванопластические композиции, объединившие в себе элементы классики и поп-арта, удачно исполнили роль декора, независимо от функционального назначения среды обитания.


Далее >>