СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

Олег Зиновьев

За мыслью вслепую бежит карандаш

25-10-2006. Так называется цикл работ незрячего художника, который творит для зрячих

Олег Зиновьев - профессиональный художник. В молодости он расписывал фарфор на Заводе имени Ломоносова. Потом работал художником-мультипликатором на студии "Леннаучфильм". Диагноз, вынесенный врачами пятнадцать лет назад, когда Зиновьеву было 54, прозвучал как приговор. Казалось: жизнь кончилась.

- Психологически было настолько тяжело, что... страшно вспоминать! - рассказывает Олег Ефимович. - А потом началось преодоление! В школе реабилитации учат всему - пришивать пуговицы, ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю. Про чтение мне говорили: в зрелом возрасте овладеть сложно, многие отказываются. А я решил: если хочу вернуть себя к нормальной жизни, должен преодолеть все! Чтобы начать заниматься скульптурой, я стал постоянно тренировать руки, пальцы. Мял глину, пытался определить материалы.

Через четыре года Олег Зиновьев выставил свои скульптурные работы на первой персональной выставке, в Музее-квартире Федора Достоевского. Ту выставку он считает боевым крещением.

- Потом я стал работать с деревом, - продолжает рассказ Олег Ефимович, - попробовал работать с мыльным камнем и наконец приблизился к своей мечте - заняться графикой.

Как незрячим человеком создаются объемные скульптурные работы из глины, представить еще можно. Но как слепой человек работает с деревом - стамеской и штихелями?! Уже не говоря о графике.

- В принципе резать по дереву просто, - объясняет Зиновьев. - Инструмент к материалу я прижимаю так, чтобы пальцем одновременно чувствовать и жало, и поверхность дерева.

В творческом "активе" Олега Зиновьева уже и акварельная живопись, и карандашные рисунки. Акварельная технология незрячего художника сложна. Вначале выстраиваются при помощи пластилиновых "червячков" "сюжетные линии", затем по ним вырезаются трафареты, и только потом трафареты "заполняются" краской. А вот при изготовлении графического рисунка недели две уходит на подготовительные работы, и "трафаретных" отходов на ведро наберется. Карандашом же незрячему человеку, оказывается, тоже можно рисовать, если под бумагу подложить резиновую пластину.

- Семь лет готовил себя к рисованию, думал, не реально, - говорит Зиновьев. - Теперь у меня много оригинальных способов, Я и приборы специальные придумывал. Специальная палитра для карандашей сделана - как газыри у кавказцев. У каждого свое место. Иногда только у жены спрашиваю: "Валюша, здесь темнее, чем здесь?" - "Да". И тогда я корректирую гамму. Каждый рисунок я очень долго обдумываю. Для меня очень важно, как настроение, тональность будут переданы на бумаге. Я рисунок только представляю, а как получилось - не знаю. Поэтому для меня всегда важно восприятие зрячего человека. Как это ни парадоксально, я работаю для зрячих. Незрячие люди никогда не увидят то, что я делаю. Так же, как я...

За последнее время у Олега Зиновьева было несколько персональных выставок, две выставки в этом году - в Музее городской скульптуры и в Музее Достоевского. А еще он участвовал в выставке в московском музее "Преодоление" Там его работы резко выделялись среди работ других незрячих художников. Вначале зрители не верили, что они плод труда незрячего художника. Даже когда он стал рисовать перед телекамерой, сомневались.

Одна из акварелей Олега Зиновьева недавно уехала в Шотландию. В Глазго в начале будущего года состоится международная выставка незрячих художников. Россию на ней будет представлять только Зиновьев.

- К сожалению, пересылка акварели стоила такого труда и таких денег, что я понял: больше никогда в подобных конкурсах принимать участия не буду, - вздыхает Олег Ефимович. - На отсылку ушла вся моя пенсия. И столько же денег потребуется, чтобы вернуть акварель обратно. Я напишу англичанам: "Если не продадите мою работу, делайте с ней что хотите".

Поскольку затея создания в Киришах Музея незрячих художников провалилась, Олег Зиновьев одержим идеей "делать музей в Петербурге". ("Был создан уникальный музей. Они такую возможность упустили! Зато у нас теперь есть право начать все сначала".) А "не пригодившиеся" в Киришах свои скульптуры он готов передать в школу для слепых, что на проспекте Шаумяна, - пусть дети учатся воспринимать рельефное искусство на ощупь. Хоть какую-то практическую пользу принесут.

Весной 69-летний незрячий художник был принят в Союз художников. Его мастерство оценили зрячие коллеги. Это дорогого стоит.

Теперь Зиновьев одержим еще одной идеей: организовать выставку двух художников: зрячего и незрячего. Он не собирается ни с кем соревноваться. Просто хочется, чтобы зрители могли сопоставить миры...

Говорить об Олеге Зиновьеве и не вспомнить о его увлечении бегом было бы несправедливо. Когда-то Олег Ефимович "личным примером" решил приобщить сына к спорту. На первой же пробежке выдохся. И занялся бегом серьезно. Зарядка, обливание холодной водой, замеры пульса, взвешивание, постепенное увеличение дистанций.

- Мы все ленивы! - говорит он. - Мы готовы принять любую таблетку, но не сделать малейшего усилия над собой! Уже не говоря о ледяном душе! Я же, пока был зрячим, в одних трусах бегал - до минус десяти! Потеряв зрение, на тренировках в Сосновке оказывался в канавах. Ссадин было не счесть. Когда могли, компанию мне составляли мои друзья-спортсмены, они были моими лидерами. Лидер - это спортсмен, в паре с которым бежит незрячий. Они соединены веревочкой. Лидер помогает товарищу ориентироваться в пространстве и задает темп.

С 84-го года Олег Зиновьев бегал марафоны. Несколько раз представлял Россию за рубежом, дважды в Америке.

В этом году он участвовал в 12 забегах: по Дороге жизни, Гатчина - Пушкин, "Белые ночи", "По юго-западным рубежам обороны Ленинграда".

- Обслуживали пробег курсанты военной академии, - вспоминает Зиновьев. - Мне мой лидер говорит: "Не отходи, к тебе очередь - ребята хотят пожать руку". Я был ошарашен.

Вообще-то я не называю себя ни спортсменом, ни инвалидом. Считаю себя человеком, который ведет и пропагандирует здоровый образ жизни. У меня даже на футболке на спине написано: "Никогда не сдавайся!" Я человек, который в критическое для него время принял правильное решение.

Когда гаснет телесное око, загорается око ума.
(Виктор Гюго)

(Источник - Невское время)