СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Мы устанавливаем для себя ненужные границы

"Если какое-то занятие достаточно интересно, ты не можешь расстаться с ним, что бы в жизни ни случилось. Хотя человек потерял зрение, ему надо писать картины. Нужно только найти подходящие приемы... Мы сами ограничиваем свои возможности: думаем, что я не умею, у меня не может получиться". Это мысли Пирьё Каллио, порожденные ее собственным опытом. В последней выставки Пирьё экспонировалось 21 скульптура и 32 картины.

У Пирьё Каплио проявился интерес к живописи уже в детстве, и она мечтала поступить в Атенеум, высшее художественное училище. В возрасте 9 лет она заболела сахарным диабетом. Никакой речи не могло быть даже о том, чтобы дочь бедной деревенской семьи могла поступать в среднюю школу (в старой финляндской школьной системе старшие классы после шести обязательных, готовящие будущих студентов). "Этот ребенок никогда никуда не будет годиться: он не может содержать себя и никому не будет нравиться", - говорила мать Пирьё.

То что Пирьё потеряла зрение, было для нее большим потрясением. "Я думала, что больше ничто не получается: не могу ни читать, ни рисовать, ни писать картины, ни кататься на велосипеде, ни танцевать", - описывает Пирьё свои первые представления после того, как ослепла. Через несколько лет художница Анна-Мария Осинов проводила курс лепки, и Пирьё начала заниматься керамикой.

Глина была для нее чужим материалом, поэтому ей касалось, что ничего не умеет делать. Все же что-то принуждало ее принимать участие. Писать картины Пирьё стала примерно 10 лет позднее после того, как она в 1989 году устроила совместную выставку со слабовидящей художницей Майлой Мехтяпя. "Майла сказала, что не нужно видеть, чтобы писать картины. Она сама не смотрит на полотно, когда пишет, а дает интуиции руководить работой", - рассказывает Пирьё.

Самое важное - радость труда

"Почему вы пишете картины, хотя их не видите?" На этот вопрос Пирьё приходилось не однажды ответить. По ее мнению, радость труда не зависит от того, видишь ли ты результат или нет. "Что из картины получится, это тоже для меня большой сюрприз", - говорит она. Перед тем, как начинает писать картину, она видит ее мысленно. Мысленно она видит и результат. Конечно, она не может быть уверена в том, получилось ли на бумаге именно та картина, которую она представляла, но это не имеет для нее значения: "Если мои работы нравятся зрячим, то это хорошо, но не главное".

На взгляд Пирьё, ничто не препятствует и слепому от рождения писать картины. По ее словам, любому занятию можно научиться, если есть желание. Нужно только дать впасть воображению, полагаться на интуицию, и нельзя стремиться к четким формам. Контуры написанных Пирьё цветов и деревьев мягкие, или она совсем не придает работу формы. Когда она видела, она рисовала и писала прежде всего людей. Теперь это довольно сложно, хотя она сделала и несколько таких работ. "Их тоже любили", - рассказывает она.

Пирьё подчеркивает, что собственный образ мышления не должен препятствовать человеку заниматься тем, чем ему хочется. Не надо придерживаться того, что раньше ты писал картины по-другому. От себя нельзя требовать слишком много, так как чрезмерные требования убивают радость труда. "Самое большое препятствие творческой деятельности человека - это человек сам: преграды и границы, установленные нами. Преодолеть их может никто другой, как только каждый из нас сам".

Пирьё говорит, что она не является исключительным человеком: у каждого из нас есть сколько угодно скрытых спосоЬностей. Сами по себе они не проявляются, а их надо искать. Размышления не помогают, а действие освобождает неиспользованную энергию человека. Следует отметить, что Пирьё сама не верила, что может писать картины, пока не пробовала.

Техника слепого живописца

А как слепой пишет картины? "Это совсем просто", - смеясь говорит Пирьё. Нужен кусок толстого картонного листа, для маленькой картины 30 на 35 сантиметров. Лист должен быть пористым, чтобы краска легко высохла. Кроме того, требуются акварельная бумага и бумага, предназначенная для клейки окон.

Из акварельной бумаги вырезается кусок, края которого доходят полсантиметра за краями листа картона, к которому смоченная акварельная бумага приклеивается клеевой бумагой. Из другой, шаблонной бумаги отрезается место фигуры. Данная бумага прикрепляется к акварельной булавками и клейкалентой. Места фигур отмериваются рулеткой. В качестве шаблонной бумаги лучше выбрать использованную брайлевскую бумагу, шероховатая поверхность которой хорошо отличается от гладкой акварельной бумаги. Пирьё пишет пальцами, поскольку кистью невозможно почувствовать, где есть краска, а где нет. Она пользуется в основном предназначенными для детей красками, растворимыми в воде. Краски Пирьё может смешивать сама, так как они обозначены по брайлю. Помощь зрячего мужа может быть нужна ей только для того, чтобы определить оттенок светлости краски.

Всегда не верили, что Пирьё написала свои картины сама. Поэтому она стала рассказывать о своей технике живописи. Она также составила подробное руководство для слепых, интересующихся этим занятием, и проводит для них курсы. Наконец она попала и в Атенеум: читала лекцию студентам, учащимся на критики искусства. Пирьё выступает в разных местах не только с цепью рассказывать о своем необыкновенном занятии, но и чтобы делиться своими мыслями о жизни. Именно это она считает своей главной задачей: она хочет поощрять других, оказывать влияние на наши отношения к самим собой и друг к другу.

Слепота научила многому

"По обычным мерилам я должна была бы быть несчастным человеком, но я счастливая. Поэтому у меня совсем не горько на душе от того, что я слепая. После того, как я потеряла зрение, открылись мои глаза". Так Пирьё считала не всегда. Узнав о том что потеряет зрение, она решила, что слепой не будет жить ни одного дня. Все же зрение пропало не за один раз. В то время ей касалось, что у нее в жизни больше нет ничего, и поэтому ей стало совсем безразлично, что люди о ней думают. Она начала говорить так, как на самом деле думает, и делать то, что на ее взгляд правильно. Вдруг она поняла, что жизнь не может быть лучше.

Пирьё радуется тому, что слепота ей научила. Она подчеркивает, что человек должен знать свое достоинство, главное не то, что о тебе думают и что ценят другие люди. "Своими занятиями мне нельзя обижать никого. Это единственное условие для того, что я делаю. От занятий должна быть польза и для других.

Задача моей жизни - опровергать предрассудки, сваливать перегородки между людьми. Этой работы достаточно для каждого, желающего ее делать".

Пяйви Тийхонен
Этюды, русско-финский журнал за 1996 год