СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Солнце - в мир незрячих

Думают иные,
Те, что звуки слышат,
Те, что видят солнце,
Звезды и луну:
Как она без зренья
Красоту опишет,
Как поймет без слуха
Звуки и весну?...

(Из стихотворения слепоглухой поэтессы Ольги Скороходовой)

Слепой человек, несмотря на "жизнь во мгле", способен к творчеству, чему пример такое удивительное явление, как Ольга Скороходова. Та же жажда творчества и нежелание смириться со слепотой физической подвигли француза Луи Брайля на изобретение уникальной рельефной азбуки для слепых. Имя незрячего француза, что называется, на слуху. Он гораздо более известен, чем наш, правда, не слепой, но не менее талантливый соотечественник Николай Анатольевич Семевский, создатель тифлографики - геометрии и черчения для слепых. О нем и его деятельности, пришедшейся на середину XX столетия, снят фильм "Во имя человека".

Окончив после школы курсы чертежников, Н.Семевский еще юношей был направлен учителем черчения в школу для слепых детей и проработал там почти сорок лет, успев сделать поразительно много для этих обделенных природой людей. А начал он с изобретения специального чертежного прибора. На чертежной доске укрепляется планшет из плотной бумаги или целлулоида, покрытый слоем особой мастики, по которому проводят бороздки, отпечатывающиеся на подложенной под планшетом фотобумаге. Резиновые жгуты по краю доски и вырезы по бортам позволяют на ощупь откладывать нужные размеры. Прибор оказался пригодным не только для черчения.

Пользуясь комбинированным угольником, малыши вырезали из листов с мастикой овалы, кружки, квадраты, составляли узоры. А старшеклассники, осваивая курсы геометрии и пространственного черчения, учились лепить, создавая собственный "мир на ощупь", доступный обозрению зрячих. Три проекции технического рисования - вид спереди, вид сверху, вид сбоку - ключ к графике. Постепенно проекции сливаются в воображении слепых воедино в объемную фигуру.

Это, как гениально понял Семевский, совершенно необходимо, ибо незрячий человек в принципе способен и к пространственному восприятию, и к рельефному, и к объемному. Мир, ранее недоступный слепым детям, теперь захватил их воображение разнообразием форм, объемностей, рельефностей, будь то летящая птица, самолет, колесо или высотный дом: все можно было легко ощутить и представить. А воспитанники уже жаждали новой информации.

Их способность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии росла день ото дня. И педагог-творец задумал нечто фантастическое: приобщить слепых детей к живописи! Он подготовил множество совершенно особых копий картин знаменитых художников с бесчисленным количеством выпуклостей. А для большей выразительности дополнил свой альбом музыкой - ею при обучении сопровождался "показ" иллюстраций.

Но и этим творчество Николая Семевского не ограничивается. Он написал и издал два великолепных учебных пособия для слепых: по черчению (изд. 1952 г.) и по рисованию (изд. 1960 г.). И настоял на том, чтобы графика стала с первого класса обязательным учебным предметом в школах для незрячих детей. "Я посетил школы слепых в разных странах, но то, что я увидел здесь, заинтересовало и взволновало меня больше, чем все, что видел в других местах.

Техника тифлографики открывает новые перспективы и горизонты", - записал в книге посетителей единственной в Москве школы для слепых главный редактор журнала "Курьер ЮНЕСКО" С.Коффлер. "Я поражен замечательными достижениями, которые перекидывают мост над пропастью, отделяющей слепых от зрячих", - говорится в отзыве профессора Колумбийского университета (США) Б. Сэнфильда. "Волшебнику, который вносит свет во мрак, - мое восхищение", - такова оценка генерального инспектора Министерства просвещения Италии П.Формикари.

У Николая Семевского есть последователи, дело его живет. Так, Ольга Егорова, учительница московской школы для слепых, усовершенствовала изобретенную им готовальню, наладила в школе керамическое производство, разработала специальную программу для одаренных детей - они изучают ощупью скульптуру в Третьяковской галерее. Так что солнце творчества для слепых поднимается все выше.

Ирина Лапшина
Вечерний Ленинград №111 (6273)
17 ноября 1971 г.