СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

Олег Зиновьев

УМОЗРЕНИЕ

О творчестве незрячего художника Олега Зиновьева

Какая потребность побуждает людей заниматься творчеством, несмотря на жизненные препятствия, неимоверный тяжёлый труд, непризнание, нищету и болезни? Сколь долго существует искусство? Ответ, видимо, может быть только один – сколько существует человек, столько и существует искусство. Лев Толстой в своём известном труде «Что такое искусство?» нашёл образное определение творческим людям: «Они шли непреклонно, как идёт рыба – через пороги, через препятствия в извечные места нереста, погибая в пути, лишь бы выполнить заложенную природой высокую обязанность».

Каждый творец окружён реалиями жизни, создавая при этом своими произведениями собственное зазеркалье постигаемого мира. Подтверждением этого служат многие судьбы состоявшихся в искусстве личностей разных времён и народов.

Но совершенно особо такой путь преодолевает незрячий человек, одарённый художественным мировосприятием, достигая определённых результатов благодаря напряжённой умственной работе, развивая при этом обострённое внутреннее видение.

Речь пойдёт об уникальном человеке, о самобытном петербургском художнике Олеге Зиновьеве, полностью потерявшему зрение в 90-ые годы, но преодолевшему всепоглощающий мрак и поднявшемуся на непостижимую для многих духовную высоту.

Олег Зиновьев «бредил» искусством с самого раннего детства. Рисовал постоянно, везде и на чём придётся. Семья жила трудно, можно сказать бедствовала, и на его увлечение рисованием никто особо не обращал внимания. Вместо кисти Олег частенько использовал хвост кошки, с которой он постоянно играл. Немного занятий во Дворце пионеров и затем в Доме пионеров и школьников. Потом война и блокада.

Пережитая ленинградская блокада подорвала здоровье мальчика, из-за чего он стал быстро терять зрение, а после окончания средней школы не смог попасть в высшие художественные заведения. Но желание учиться рисунку и живописи было сильнее его физических возможностей. В 18 лет Олег Зиновьев переписал в толстые общие тетради весь текст попавшего в его руки фундаментального учебного тома по академическому рисунку и живописи, проштудировал его самостоятельно и скопировал из учебника рисунки Перова. Чтобы приобрести художественную специальность, Олег Зиновьев решил поступить на курсы художественных мастеров росписи по фарфору на Ленинградский Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Для этого надо было пройти медицинскую комиссию, по результатам которой, он твёрдо знал, его бы никогда не приняли. И он выучил наизусть алфавитный ряд таблицы для проверки зрения, что помогло ему попасть на двухгодичное обучение и приобрести навыки мастера-живописца по фарфору. Но работа на фарфоровом заводе не прошла бесследно – блеск фарфора и золота, палитра, краски, порошки, масло, скипидар ещё более усугубили и так слабое зрение. Олегу Зиновьеву врачи поставили окончательный диагноз по зрению – «Синдром Ушера» и невроз слухового нерва.

Но художник не сдавался. С 1962 года стал работать на киностудии «Леннаучфильм», а затем на Ленинградской студии телевидения, создавая с большим интересом серии мультипликационных образов, участвуя в подготовке ряда телепередач, в том числе, детской передачи «Ребятам о зверятах». Работа была по душе. Проработал Олег Зиновьев на этом месте много лет. Скрывал, как мог, потерю своего зрения, которое таяло не по дням, а по часам. Коллеги не замечали, хотя знали, что есть такая проблема. И только тогда, когда художник на глазах у руководства и всех сотрудников не смог найти выход из служебного помещения, ему предложили уволиться.

Вскоре, как и предупреждали врачи, наступила беспощадная слепота. Наступило время отчаяния и борьбы с чёрными мрачными мыслями. «Когда мои глаза накрыла вечная тьма, я оказался в другом мире. Если раньше я работал для того, чтобы жить, то теперь стал жить, чтобы работать», – сказал художник. Преодолеть настигшую беду помогло неистребимое желание творчества и поддержка самого близкого, любящего и верного друга – жены Валентины Фёдоровны Зиновьевой.

На адаптацию к слепоте, к вхождению в новую жизнь, к поиску себя в ней и к преодолению самого себя ушёл не один год. Но это уже был процесс возрождения, так как художник уже ясно представлял себя в этой новой жизни, рвался к независимому творчеству как к единственной предопределённой кем-то свыше цели. Точкой отсчёта рождения художника явилась, как ни парадоксально, его полная слепота.

Всё, чем ранее занимался Олег Зиновьев, – роспись по фарфору и мультипликационные рисунки, несомненно, дало определённые художественные навыки, но не более того. Серьёзные творческие произведения не по заказу, а по потребности души, ждали своего часа, рождаясь яркой вспышкой в напряжённо – работающем мозге, окружённом вечной темнотой.

Олег Зиновьев познал, как он говорит, что «незрячий художник имеет преимущество перед зрячим – он постоянно находится в состоянии сосредоточения. Образы из подсознания входят в сознание, будят мысль и рождают импульс к созиданию». В чём с ним абсолютно солидарен великий философ Эллады Демокрит (ок.470 до н.э. - ?), который сознательно выжег себе глаза, дабы чувственное зрение не мешало внутреннему умозрению. Ибо, не различая чёрное и белое, он с ещё большей остротой стал различать «хорошее и дурное, справедливое и несправедливое, благородное и позорное, полезное и вредное, великое и малое». Ибо, оставаясь слепым, он, по словам Цицерона, «странствовал по всему бесконечному пространству, не задерживаемый каким-либо пределом».

У Олега Зиновьева появилась непреодолимая потребность рисовать в тишине. Иногда состояние погружения переходило в высшую стадию – медитацию. После чего бегущей мониторной строкой возникает информационная мысль, которая требует немедленного воплощения на чистом листе бумаги, при этом воспроизведение увиденного в мозгу должно происходить в течение трёх – пяти минут, не отрывая руки с карандашом от бумаги, положенной на резиновую пластину, окантованную рамкой.

Если говорить о графике художника, то можно заметить, что каждая зарисовка как бы вычленяется художником из окружающего мира, осмысливается её эмоциональное состояние, в результате чего возникает графический образ, не зависящий ни от места, ни от времени его создания, который сегодня удачно иногда называют «образами – существительными». Такое явление созвучно древнеегипетскому пиктографическому рисуночному письму, отображающему содержание в виде последовательных рисунков.

Графические портреты художника разные по композиции и настроению. Это может быть и старец со скорбным выражением лица, изумлённое лицо с поднятыми ладонями, светлая печаль или задумчивый образ человека с опущенными веками, женские миловидные лица в разных ракурсах, а также трио слитых в единой композиции образов. Часто художник изображает два совмещённых образа – один в профиль, другой в фас с различным выражением. Это могут быть и мужчина с женщиной или старик с молодым человеком, или две женщины. Интересна работа – женщина перед зеркалом, изображённая со спины. Фигуры людей или обращены друг к другу лицом или нарисованы, стоя вплотную спинами, как сросшиеся стволы деревьев. Тема слияния душ волнует художника, и обращаться к ней он будет постоянно, используя разные технические приёмы и материалы. Что удивительно – все эти живые зарисовки наполнены разнообразными состояниями и неповторимы по художественным замыслам. Также изображаются городские пейзажи: «Вид из окна», «Одинокий домик», композиция которых более насыщена объектами и планами.

Во многих рисунках художника не наблюдается глубины пространства, точно так же как и у древнеегипетских мастеров на остраконах – своеобразных «листках из альбомов» рисовальщиков, отличающихся свободой и непосредственностью. Может быть, где-то в тайниках нашего подсознания на генном уровне хранится этот кладезь восприятия виденного, который неожиданным образом в экстремальной ситуации проявляется в творчестве.

Рассматривая акварельные работы Олега Зиновьева, поначалу охватывает недоумение и сомнение, что это выполнил незрячий человек. В пейзажах присутствует «верный» цвет, соответствующий предметам и деталям в жизни, логика построения планов и выдержанные пропорции. Однако, при внимательном изучении, замечаешь, что на одной работе может быть совмещено разное количество точек зрения – ортогональных проекций. Показ предметов с наиболее выразительной запомнившейся точки зрения присущ, видимо, нашей памяти. Внутреннее зрение «отпечатывает» объект таким, каким он запечатлелся навсегда. Примером может служить линогравюра художника «Дорога к храму» (2003).

Работа незрячего художника с цветовой палитрой требует огромного напряжения внутренних сил, так как достичь художественной реалистичности, не видя своей работы, почти невозможно. И здесь, на мой взгляд, Олегу Зиновьеву иногда помогает его «величество случай» – удачно выстроенная композиция с предельно скупым цветовым решением и… вдохновение. Такими отличительными работами в тональном решении от белого до чёрного цвета, с некоторыми цветными вкраплениями, являются зимние пейзажи, дорога мимо погоста, околица деревни, два наклонённых ветром колоска на фоне неба, сумеречные пейзажи со старыми церквушками, деревья и небосвод.

Небо у художника, надо отметить, и в цветных работах неповторяющееся, живое, подвижное, определяющее в передаче настроения. Удачными акварельными работами можно назвать пылающий осенний лес с полем на первом плане, белую церковь на высоком зелёном холме, ветви с багряными листьями, пейзаж с большим красным закатным солнцем на обширном фиолетовом небе и двумя маленькими лошадками, виднеющимися на низком горизонте.

Трудоёмкий процесс выполнения акварельных работ требует от художника огромного терпения и развитой памяти. Художник создал собственную уникальную методику, которая сама по себе может служить инструментом для слабовидящих и незрячих людей по развитию пространственного мышления, моторной памяти и, конечно, для создания художественных работ.

Первое, что делает художник – лепит из пластилина множество «червячков», из которых будет выкладывать поэтапно «сюжетные линии» картины. Нанеся первую конфигурацию на черновой лист бумаги, он накладывает сверху ватман, вырезает по нему на ощупь рельеф, получая, таким образом, трафарет первого плана задуманной картины. Затем делает вторую конфигурацию из пластилина, накладывает ватман, вырезает второй рельеф, получая трафарет второго плана и так далее. По выложенным рельефам получаются трафареты того, что должно быть изображено, будь то небо, горизонт, лес, дом, облака и т.д. Полученные трафареты, сложенные по порядку, закрепляются на клею или булавками в необходимой последовательности на акварельной бумаге и заполняются нужной краской. Кстати, все акварельные краски (цвета) имеют свои метки, что позволяют художнику варьировать оттенками и тональностью по памяти. В завершении вся работа покрывается необходимым тоном, для создания единства колорита.

Олег Зиновьев от природы наделён высоким интеллектом. С потерей зрения обострилась умственная работа, результатом которой явилось рождение произведений символического плана. Одна из таких акварельных работ «Мир вокруг меня» выглядит так: в центре чёрного квадрата изображен белый круг с рваными краями, в котором помещён белый глаз слепого человека с голубым зрачком. Вокруг глаза на белом фоне изображены картины зримой жизни – дома, деревья, облака. Поверх изображённых картин от глаза по кругу расходятся тонкие животворные нити пульсирующих глазных сосудов. Слепой глаз как бы проникает сквозь окружающую тьму к внешнему миру, разрывая черноту. Красота и гармония мира живёт в ослепшем человеке, в его памяти и душе, вырываясь творческими искрами и озарениями на художественные полотна и пластические изображения.

Видеть умом, ощущать нервами, выстраивать памятью, передавать чувства цветом и формой – всё это достигается Олегом Зиновьевым огромным трудом и является его великой духовной победой над поглотившим его мраком.

Есть у художника акварельные этюды, создаваемые спонтанно, по своей технологии, без использования трафаретов. Эти работы делаются почти механически с помощью стекла и задуманного колорита, отличаются раскованностью, непредсказуемыми цветовыми эффектами и напоминают некую гармонию хаоса растекающихся многоцветных живописных линий, размывов, переходов и оттенков.

Интересно, что эта игра переливов и слияний цветов притягивает глаз, вызывает радостное созерцание вихревых красочных узоров. Здесь отсутствует заданный художественный порядок. Волнообразные цветовые потоки как бы втекают и вытекают из картины, оставляя на ней свой художественный отпечаток.

Беспорядочный режим обтекания набегающего потока красок создаёт картину неожиданной цветовой гармонии хаоса. Художник такие работы считает баловством. Но именно это целенаправленное движение красочного потока притягивает и завораживает взгляд.

Олег Зиновьев многогранен в своих творческих интересах и поисках. В том, что художник давно знаком с искусством классического силуэта, легко убедиться, взглянув на портрет его жены Валентины, вырезанной из чёрной бумаги без малого 43 года назад. Искусство вырезания из бумаги, по легенде, родилось в Китае во II веке до н.э. Силуэт был популярен в России в XVIII – XIX веках. Профильные портреты, фигуры людей, животных и птиц изображаются в выгодных узнаваемых ракурсах, напоминающих наскальную живопись. Художник, уже потерявший зрение, не забросил ни одного из своих профессиональных навыков, в том числе вырезает силуэты по своей методике, участвуя в фестивалях и выставках. Олег Зиновьев изобрёл специальный инструмент. Уникальное устройство выглядит очень просто. Изготовить его может даже ребёнок: картонка в виде рамки и прикреплённая к ней линейка помогают незрячему ориентироваться на бумаге. В 2007 году на выставке, организованной ДК «Суздальский», посвящённой 225-летию Российского классического силуэта, работы Олега Зиновьева «Слепой музыкант», «Балет», «Ночь», «Цветы» и другие заняли достойное место в ряду представленных на фестивальных выставках силуэтов. Театр чёрных теней слепого художника потрясает графическими образами, пластикой и воображением.

Во все времена, от наскальной живописи до полотен Сальвадора Дали, человек был и остаётся главной темой изобразительного искусства. Влечение к искусству объёмной пластики к Олегу Зиновьеву пришло с полной потерей зрения. Пальцы художника стали его глазами. Они по мере работы с разными материалами стали приобретать сенсорную чувствительность и обострённое осязание. Мозг рождает образы – пальцы воплощают их в материале. Фактура, объём, форма делают творчество незрячего художника более смелым, раскованным и реальным. Пространственная композиция воплощается в материале и оживает под руками скульптора. Постижение искусства объёмной пластики, будь то малые формы, фигуры или портреты из дерева, терракоты, шамота или глины, у Олега Зиновьева проходит своими индивидуальными этапами познания и выработки мастерства.

Самым любимым материалом художника было и остаётся дерево. Работы в дереве наполнены живым теплом, трепетной фактурой, мягкой пластикой, живительной силой и притягательностью.

От таких работ как «Грибной царь», с изображением приземистого мужичка со шляпой на голове, «Единство душ» – две слитые воедино фигуры, «Серафим Саровский св.» – идущий старец с палкой в руках и с мешком за спиной, «Последний из могикан» – женская фигура дворника с метлой в руках, «Весна» – портрет молодой женщины, обрамлённый волнистыми волосами, и «Неугасимая свеча» – чуть наклонённая вперёд женская фигура в простой одежде, с платком на голове, прикрывающая собой горящую в руках свечу, символизирующую неугасимое божественное начало, веет русскими народными образами из преданий, былин и сказок, созвучными живому материалу, из которого они изваяны.

Скульптор самоотверженно вырезал свои творения из дерева. Следы окровавленных рук мастера окрашивали при этом работы в розовый цвет. Пальцы одной руки фиксируют нужную линию, следуя мысли автора. Другой рукой с острым ножом мастер вырезает форму, беспощадно раня пальцы рук. Инструмент к материалу он прижимает так, чтобы пальцем одновременно чувствовать и жало, и поверхность дерева.

Работы из дерева Олега Зиновьева имеют в основном духовное направление. Кроме красоты, постигаемой чувствами, есть и другая красота, познаваемая разумом. Своё воплощение эстетического идеала художник находит в образах ангелов, святых, верующих, несущих в себе знаменитое триединство истины, добра и красоты.

К таким работам относится удивительный по исполнению погрудный портрет святой Ксении Петербургской. Образ настолько выдержан по всем церковным изобразительным канонам, что кажется сошедшим с древней иконы. Впечатление усиливает спокойный глубокомысленный взгляд многопережившей сострадательной души. Каким образом незрячий скульптор смог воплотить своё видение образа в материале – остаётся непостижимой тайной его космического творчества.

Интересен абсолютно канонический образ святого Моисея (дерево) – красивая голова старца, правильные черты лица, одухотворённость во взгляде, мудрость и спокойствие мыслящего человека.

Образ ангелов привлекает Олега Зиновьева постоянно. Художник высекал из дерева ангелов в разных ипостасях, возрастных категориях и с меняющимися атрибутами. Это человеческий образ с крыльями за спиной. Ангел может быть с крестом в руках или стоять неподвижно-молящимся, или держать в руках карающий меч. Незрячий художник видит внутренним оком и заставляет верить в определённый контекст, наработанный душевной силой подобной молитве.

Но Олегу Зиновьеву пришлось отказаться от работы с деревом из-за усугубляющихся незаживающих кровавых ран на пальцах рук. Резьба по дереву выработала у Олега Зиновьева свои технические приёмы и характерный стиль, который он удачно перенёс на работу с глиной.

Произведения художника, выполненные из глины, терракоты, шамота или смешанного по собственной технологии шамота с другими материалами, можно условно разбить на малую пластику, объёмные композиции, лесные образы, а также на портретную галерею и философские образы. Шамот – это всегда ручная работа. Он выгодно отличается от таких материалов как гипс и цемент своей долговечностью, удобством обработки, стойкостью к перепадам температур и просто визуальной привлекательностью. Изделия из шамота имеют сходство с природным состаренным камнем с его шероховатой текстурой, с трещинками, сколами, как бы выветренными ветрами и вымытыми водой на протяжении веков.

Начало постижения мастерства пластического изображения было положено Олегом Зиновьевым в малой пластике под руководством художника Марины Яковлевны Розен, которая продолжает интересоваться творчеством Олега Зиновьева по настоящее время, периодически обсуждая с ним его новые работы в мастерской. Малая пластика Олега Зиновьева обладает рядом привлекательных свойств – это жанровость композиций, непосредственность изображаемых образов, простота восприятия и лиризм обыденности.

Работа «Утренний туалет», выполненная из шамота, вызывает тёплое чувство и лёгкую иронию. Сюжет близкий каждому – малыш сидит на горшочке и ковыряет в носике. Удивительно ясно передана живая пластика детского тельца, несмотря на неровности и явную диспропорцию ручек и ножек.

Произведение «Рыбак» выполнено из терракоты, убедительно и хорошо скомпоновано пластически. Это мужичок, сидящий на льдине на своём ящичке в валенках, в ушанке, в толстых варежках, смотрит с напряжением в прорубь в ожидании клёва.

«Осеннее настроение» (терракота) представляет собой символический образ Осени – грустное лицо, погружённое в воспоминания, окутанное лирическим настроением, выполнено в форме горельефа, несколько отличается от других работ этого периода современным пластическим решением и отсутствием декоративных деталей. В таком же ключе исполнена работа «Грусть» (шамот), выполненная в форме облака.

В композиции «Поэт» мы видим полулежащую мужскую фигуру одетую в косоворотку, прислонившуюся к дереву, с раскрытой тетрадью на коленях.

В «Друзьях», выполненных из шамота, мы видим голову мужчины с бородой и длинными волосами, к лицу которого тянется маленькая карликовая собачка, похожая на пуделька, которую он поддерживает ладонью.

Впечатляют «Военные вдовушки» (шамот), где представлены три сидящие вплотную на лавочке женские фигурки в платочках. Удачное композиционное решение – фигуры как бы слиты воедино, их объединило родство душ, одиночество и горькая печаль. Художник пластическими методами, не углубляясь в детали, выразил мысль художественно точно и с глубоким чувством.

Есть ряд произведений духовного плана: «Монах» (терракота) – старый монах с длинной бородой, на фигурке которого явственно различимо лишь его лицо, «Святая Мария» (терракота) – молящаяся фигурка со склонённой головой обтекаемой пластической формы, «Прилёт Ангела» (шамот) – скульптурная композиция Ангела с крыльями, склонённого над головой человека, «Серафим Саровский св.» (шамот) – фигурка молящегося старца, стоящего на коленях, «Святой Клемент» (терракота) – горельеф святого, держащего крест в руках, с хорошо «прописанным» ликом, «Странник на камне» (шамот) – сидящий на камне усталый и задумчивый старец с палочкой в руках, «Иисус Христос возвращает зрение слепому» (шамот) – сюжетная сценка, в которой Христос дотрагивается до глаз слепого, стоящего перед ним на коленях (Музей Всесоюзного Общества слепых в Санкт-Петербурге). Каким образом скульптор достигает пронзительной живости образов с различными оттенками состояния души, не видя своих персонажей, остаётся загадкой.

Приметы фольклорного решения наблюдаются в работах «Главный грибник», «Медведь с рыбой» и «Кот в сапоге» (шамот). Привлекает мелкая пластика оригинальных фигур (шамот с глиной), выполненных из пластин, свёрнутых в фантазийные формы. Все свои произведения художник обжигает, выполняя все технологические требования к материалу. А затем широким жестом дарит друзьям, близким, просто чужим людям и, конечно, с радостью оставляет безвозмездно в музеях, которые проявляют к его творчеству интерес.

Те скульптурные изображения Олега Зиновьева, которые можно отнести к барельефам и горельефам, воспринимаются пластическими композициями или объёмными картинами, в которых присутствует несколько планов, предметные детали, лица или лики и, конечно, всё это объединено мыслью, от которой исходит сильный эмоциональный поток. К таким произведениям можно отнести несколько композиций со свечой, в которых художник излагает свои мысли о круговерти бытия, используя принцип изображения жития Иисуса в древне-русских канонических иконах. Горящая свеча для незрячего художника становится божественным символом, несущим надежду и радость мироощущения. Этот трепещущий огонёк свечи словно озаряет мрак, в котором очутилась душа скульптора, и дарит нам, зрячим, мир, озарённый светом, без черноты мирских суетных дел и неблаговидных поступков.

В работе «Лесная фея» (шамот) изображено красивое женское лицо в обрамлении буйных волнистых волос, символизирующих густую зелень леса, откуда загадочно смотрят глаза лесной феи. Портрет умозрительно как бы вырастает, выходит из ограниченного пространства, оставляя контуры рамы позади лица.

Из этой серии особо хочется остановиться на произведении Олега Зиновьева «Блокадная Мадонна» (Музей городской скульптуры Санкт-Петербурга). Удивительная по художественному решению пластическая композиция, в которой каждая деталь: и разрушенная стена дома, и огромная дыра, в которой виднеется символ блокадного времени – репродуктор, и измождённое женское лицо, смотрящее из глубины трагического прошлого, несёт определённый посыл к состраданию и, в целом, усиливает эмоциональное воздействие от композиции. Скульптор даже предусмотрел место для свечи, символизирующей неугасимый божественный источник света, которая горела перед лицом изображённой блокадной Мадонны на открытии выставки в Музее городской скульптуры.

Олег Зиновьев – поклонник леса. С огромной радостью ходит по нему, поглаживая стволы деревьев, запоминая их фактуру, собирая кору и интересные сухие корни, даже ища грибы лёгким прикосновением ног к земле. Своё ощущение любимого леса скульптор воплощает в фантазийные лесные образы. Результатом прогулок по лесу является серия оригинальных лесных образов, выполненных из шамота, глины или терракоты. Это может быть старый морщинистый леший, болотное чудище, образ эха (работа «Крик»), лесная красавица Весна или просто лукавый Пан. В каждом из них живёт одно ему присущее настроение и скрыта своя вековая тайна.

Портретная галерея Олега Зиновьева насыщена работами разного плана. В неё входит серия женских портретов из шамота и погрудный портрет старой женщины в платке, с морщинистым лицом, прищуренными глазами и ироничной полуулыбкой, олицетворяющей образ Мудрости (терракота).

Порой художник «превращает» графический рисунок в пластическое изображение. Это может быть скульптура двух слитых воедино головок, женской и мужской в разных ракурсах. Таковы работы «Раздор любящих» и «Разрыв» (шамот). Портрет «Певец» (шамот) выделяется цельностью исполнения и подвижной пластикой лица.

Интересен портрет Моисея (шамот), с характерными иудейскими чертами лица, с живым выражением больших умных глаз. Образ Святой Марии (шамот), будто взят с иконы – лёгкий наклон головы, покрытой шалью, большие глаза, строгие черты лица, – весь облик наполнен чистотой и лиричностью. Голова «Хранителя вечности» (шамот) с символическим треугольником на ладони, как на фронтоне Казанского собора, символизирующим вечность, также стоит в ряду удачных образов, созданных скульптором.

Следует отметить, что Олег Зиновьев критически относится к своему творчеству, чувствуя пробелы в познаниях, стремится их восполнить. С большой благодарностью он относится к другу семьи, соратнику по цеху, скульптору Тамаре Викторовне Дмитриевой, которая с дружеским участием делится своими знаниями и опытом. Благодаря такой поддержке художник стал изучать и лепить череп, чтобы профессиональнее подходить к созданию своих портретов, что, несомненно, сказалось на качестве последующих работ. Что удивительно, в творческих приёмах Дмитриевой и Зиновьева нашлись общие точки соприкосновения – лепка с закрытыми глазами и процесс возникновения художественных образов.

Особой удачей портретного исполнения скульптора является одна из первых его работ – портрет Александра Невского (шамот), выполненный в 1995 году. Красивое мужественное лицо в воинском шлеме впечатляет открытым взглядом, русским обликом и благородством. Лепка образа настолько выразительна и совершенна, что с трудом верится, что это выполнил незрячий художник, делая первые шаги в профессиональном мастерстве. Работа по праву занимает одно из почётных мест в Музее Всесоюзного Общества слепых.

Любопытен по своей трактовке портрет «Петербургский пенсионер» (шамот) – простое залихватское лицо мужичка с сигаретой в зубах, зимняя шапка-ушанка и замотанный вокруг шеи шарф.

Оригинален погрудный портрет Дениса Давыдова (шамот). Перед нами молодой мужчина навеселе, с курчавой головой, одной рукой подпёр голову, другой держит большую пивную кружку. Работа вызывает тёплое чувство и улыбку. «Дениса Давыдова», не задумываясь, выкупил хозяин небольшого ресторанчика, куда он с радостью и «переселился».

В музее Всесоюзного Общества Слепых находится автопортрет Олега Зиновьева (гипс). Работа выполнена в классических традициях, никаких дополнительных декоративных деталей, лишь лёгкая улыбка нарушает строгость образа и придаёт ему некую загадочность. Глядя на этот портрет, хочется сказать, что этот человек знает то, чего мы не знаем, видит то, чего мы не видим.

К сожалению, не все работы скульптора документально зафиксированы и запечатлены. Многое отдавалось без учёта и также пропадало бесследно. Так городу Кириши было передано в дар 56 работ с целью создания Музея незрячих художников, что, к сожалению, не реализовалось. Судьба этих работ неизвестна. Но благодаря удивительной работоспособности Олега Зиновьева, рождаются всё новые и новые произведения искусства.

Портретная галерея скульптора обширна и не может вместиться в узкие рамки этой статьи. В настоящее время Олег Зиновьев поставил перед собой задачу, непостижимую для понимания зрячего человека, – создать галерею исторических портретов личностей, которые внесли свою лепту в создание системы государственного попечения над слепыми и оказания реальной благотворительной помощи. В эту галерею входят: Константин Карлович Грот (1814-1897) – российский государственный и общественный деятель, самарский губернатор, основатель и создатель системы попечения над слепыми в России; Анна Александровна Адлер (1856-1924) – просветительница, книгоиздатель, педагог, впервые в России выпускавшая книги для слепых по системе Брайля и открывшая читальню для слепых на собственные средства; Луи Брайль (1809-1852) – французский тифлопедагог, который впервые разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих (шрифт Брайля); Александр Васильевич Суворов (1953 года рождения), доктор психологических наук, слепоглухой.

Именно с этих образов Олег Зиновьев приступил к созданию своей галереи. В ходе работ скульптор вырабатывает авторскую методику исполнения, которая бы позволила ему добиться максимума схожести образов, их реалистичности и узнаваемости. Все эти портреты ждёт Музей Всесоюзного Общества Слепых, где каждая работа Олега Зиновьева считается ценностью как в художественном плане, так и в общечеловеческом. Личность Олега Зиновьева является для многих, зрячих и незрячих людей, своего рода аттрактором, точкой притяжения возможных траекторий человеческих судеб и жизней.

В Библии проводится различие между двумя типами красоты – красота чувства и красота разума. Для каждой красоты Библия находит своё слово: слово «hen» обозначало красоту видимого осязаемого мира, красоту чувства, а слово «hadar» – красоту невидимого божественного духа, красоту разума. Эти два понятия неразделимы. Олег Зиновьев успел «вкусить» видимую чувственную красоту мира и «прикоснуться» к невидимой божественной красоте разума. Согласно «философии вечности» художественные образы должны были вбирать в себя всё непреходящее и наиболее устойчивое. В голове художника всё чаще рождаются мысли, требующие оригинального пластического воплощения в материале. Такие работы приобретают знаковый характер, в них всё зримее проступает мысль и лаконичнее художественный образ.

К таким работам, условно отнесённым к направлению «философия образа», относится композиция «Замкнутый круг» (дерево) – под полукруглым сводом проходит с тросточкой слепой человек, подняв к небу голову. Ему уже не выйти из объявшей его темноты, он до конца своих дней будет идти по замкнутому чёрному кругу своих горестей и радостей, побед и поражений, отчаяний и надежд (Музей Всесоюзного Общества Слепых).

Вызывает интерес «Кольцо блокады» (шамот): в пространство символического разорванного блокадного кольца, скульптор вместил измождённое лицо-маску, то ли женщины, то ли ребёнка, с большими трагическими глазами-пустотами, пронизывающими глубокой скорбью. Единство мысли и чувства достигнуто за счёт оригинальности композиции и удачного пластического воплощения (Музей Всесоюзного Общества Слепых).

К абсолютной творческой удаче можно причислить работу Олега Зиновьева «Взгляд в себя» (шамот). Скульптурная композиция представляет собой объёмную пластическую фигуру сидящего человека без лица, держащего в руках перед собой лицо, как бы оторванное от головы, в которой на месте лица виднеется пустота. Композиция симметрична. Пропорции произвольны. Всё внимание сосредоточено на лице в руках фигуры, отдалённо напоминающей каменные африканские скульптуры минтади XVI века.

Наклонённая голова с чёрной пустотой вместо лица производит странное мистическое воздействие. Художественный образ символизирует застывшее мгновение глубокого погружения человека в себя. Работа скульптора «Взгляд в себя» поражает оригинальностью композиционного решения и лаконичностью пластического изображения.

Профильная конфигурация скульптуры, как может показаться, отдалённо напоминает мудрый и красивый древнекитайский символ гармонии Тайцзи-ту, который выражает сущность бытия, существо всего живого, состоящее в неразрывном единстве двух противоположных первоначал мироздания Инь и Янъ. А маленькие круги противоположного цвета на символе ассоциируются в произведении Олега Зиновьева с «кругами» лица и пустоты, что напоминает о том, что в каждом начале имеется элемент противоположного: даже добро содержит крупицу зла, во всяком зле есть частица добра; даже безобразное может быть привлекательным, а всякая красота может иметь что-то отталкивающее; даже в истине содержится что-то от заблуждения, а во всяком заблуждении имеется элемент истины. Все эти мысли извечно будоражат человека и он ищет в себе ответ, погружаясь в себя, как во Вселенную.

Работа обретает философский характер и отражает вечную общечеловеческую тему глубины самосозерцания всех ипостасей человеческого духа. Философская мысль обрела пластическое изображение, достигнув высшей цели – создания произведения искусства, ставшего символом духовного полёта человеческой мысли, органично слитой с эмоциональной сферой.

Скульптура Олега Зиновьева «Взгляд в себя» приобретена Государственным Русским Музеем (I вар.), находится в галерее Современного искусства в Сургуте (II вар.) и дома в семье художника (III вар.)

Начиная с 1994 года, появляются выставки работ художника в музее Ф.М.Достоевского, Этнографическом музее и в музее Всесоюзного Общества Слепых в Санкт-Петербурге. Организуется постоянная экспозиция в картинных галереях городов Кириши, Брянска и Тюмени. С 1997 по 2003 год Олег Зиновьев постоянно участвует в осенних и весенних выставках Союза Художников Санкт-Петербурга, а также в ежегодных отчётных выставках петербургских художников в Манеже. На своих выставках и семинарах художник охотно проводит мастер-классы и делится своим опытом со всеми, кто проявляет интерес к его творчеству или к проблеме незрячих.

В 2006 году Олега Ефимовича Зиновьева приняли в Союз Художников Санкт-Петербурга по рекомендациям их членов скульптора Тамары Викторовны Дмитриевой, скульптора Светланы Анатольевны Мельниченко и скульптора Евгения Никитовича Ротанова при поддержке председателя Союза Альберта Серафимовича Чаркина. На слепоту никто скидок не давал, требования были выдвинуты общие для всех вступающих.

Для каждого творца крайне важны новые впечатления. А для этого надо обладать талантом видения, даже не имея полноценного зрения. Единственной привилегией, которой когда-то обладал Олег Зиновьев – это особое разрешение музеев «осматривать» экспонаты руками. С введением самоокупаемости музеев, ужесточили требования к посетителям, повысили оплату входных билетов, аннулировали списки льготных посетителей, имеющих отношение к искусству, отменили единственную возможность, не просто слепого человека, а слепого художника, прикасаться своими сенсорными чувствительными пальцами, в которых сосредоточено его зрение, к произведениям искусства, лишив его последней возможности обогащать свой духовный мир и совершенствовать своё мастерство. Слепота души страшнее реальной слепоты, так как омертвляет всё живое, делает мир безумным, людей чёрствыми, детей жестокими.

Колоссальное количество работ скульптора разбросано по музеем страны и зарубежья, в том числе в музеях Санкт-Петербурга: музей Всесоюзного Общества Слепых, музей Рериха, музей Блокады, Центр реабилитации незрячих, музей Городской скульптуры и Государственный Русский Музей. Солидное количество работ передано в музей Преодоления имени Н.Островского в Москве. Несколько работ находятся в Чехословакии в городе Брно в Техническом музее Истории незрячих.

Олег Зиновьев мечтает о двух-трёх учениках из числа слабовидящих молодых людей, чтобы передать им свой опыт. Творческие планы не покидают его ни на секунду, в своих тревожных рваных снах он часто видит новые полноцветные композиции, которые старается удержать в памяти до мельчайших подробностей, чтобы успеть добраться до мастерской и приступить к их созданию.

Несмотря на возраст и слепоту, Олег Зиновьев активно занимается спортом. Особенно преуспел в беге. Регулярно участвует в традиционном марафоне от Дворцовой площади до Пушкина, привязывая себя верёвочкой к зрячему бегуну, не уступая ему в выносливости. В его творческом «ковчеге» висят множество медалей за спортивные достижения.

На контакт с внешним миром художник идёт с открытой душой, не обосабливаясь, более того, проявляет себя непосредственно и искренне. К проблемным ситуациям относится с юмором и великодушием. Если его в толпе кто-то грубо задевает он говорит: «Спасибо. Привет, коллега!», «У каждого своя муравьиная тропа», «Незрячим можешь ты не быть, но человеком быть обязан»… Однажды он услышал за спиной, как кто-то озлобленно стал язвить насчёт льгот для слепых, которые мешают ходить по дорогам, на что он ответил: «Давай поменяемся – я тебе льготы – ты мне, дорогой, свои глаза?!» От этих стычек со злобным мещанством и ущербностью душ приходит к нему страшная разбитость и слабость. Спасает чувство юмора – верный признак ума. Художник не падает духом и идёт, вернее, парит, над своей, как он говорит, «муравьиной тропой», отдавая свою жизнь предназначенному ему свыше великому творчеству. Много читает по Брайлю. Его любимые изречения: «Боль – прикосновение Бога», «Пчёлы умирают в цветах».

Так пожелаем нашему удивительному художнику, Олегу Зиновьеву, держаться своего избранного пути, преодолевая темноту человеческих заблуждений пламенем своего пронзительного сердца, чтобы вновь и вновь свободно странствовать по бесконечному пространству своей души, радуя нас творениями своего разума.

************

В дополнение к статье об уникальном явлении в отечественном культурном пространстве – незрячем художнике Олеге Зиновьеве, хочется остановиться на некоторых социальных аспектах, от решения которых зависит в целом благополучие всего нашего современного общества.

Олег Зиновьев с большим теплом и благодарностью вспоминает о Санкт-Петербургском Центре реабилитации незрячих на улице Джамбула, который в первые месяцы потери зрения помог ему буквально «встать» на ноги. Реабилитационный курс небольшой, всего 2,5 месяца, но даже за это короткое время, Олег Зиновьев стал самостоятельно ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю и участвовать в общественной жизни. Центром руководит Тамара Михайловна Великанова, Заслуженный работник социальной сферы. Тамара Михайловна по образованию историк, что ей не помешало освоить организационную и финансовую области ведения сложного по специфике учреждения, подчинённого Комитету по социальной политике города. К сожалению, для неё и к счастью для реабилитируемых, Тамара Михайловна познала проблему болезни глаз на себе с детства, что сделало её работу смыслом жизни. Активность её поражает не только своих подопечных, но и приходящих гостей и даже сотрудников. Подопечных она буквально пестует: ставит на биржу труда, старается дать им специальность массажиста или переплётчика, проводит специальный курс обучения на компьютере без мышки со звуковой программой, обучает чтению по Брайлю. Проводит в собственном клубе дискотеки, где использует танцы, как двигательную терапию для восстановления координации и просто для человеческого общения. В клубе открыт спортивный зал, действует музыкальная и литературная секция и имеется своя самодеятельность, даются навыки в творчестве.

Работы Олега Зиновьева также присутствуют в Центре на постоянно-действующей выставке творчества реабилитируемых. Люди, прошедшие курс реабилитации, не хотят уходить из Центра, считая его уже своим вторым домом. Тамара Михайловна «бьётся», чтобы сохранить Центр и приумножить его возможности для незрячих людей. Одной из таких перспектив радужного будущего является строительство базы отдыха при Центре в местечке Япеля на озере Зеркальном. Землю местные власти выделили Центру два года назад, но право передачи затягивают из-за бюрократических проволочек.

В Санкт-Петербурге также есть Реабилитационный Центр по проведению спортивно-культурных мероприятий с незрячими и слабовидящими людьми. Руководит им незрячий человек, Борис Александрович Спиваков, историк и музыкант по образованию, бард, исполнитель своих песен, абсолютно творческий и спортивный человек.

Много незрячих людей из разных городов страны стремятся попасть в эти Центры, но принять их Центры реабилитации не могут по многим законодательно-ограничительным факторам. А ведь количество незрячих и людей с ограниченным полем зрения возрастает из года в год всё более и более из-за постоянно усугубляющихся экологических катастроф. Как выживают люди с потерей зрения в других местах нашей огромной Родины – остаётся «загадкой» нашего беспощадного века.

Особое место хочется уделить музею Всесоюзного Общества Слепых при ДК им.Щелгунова в Санкт-Петербурге. Директор музея Владислав Тимофеевич Куприянов, историк по образованию, абсолютно незрячий человек. Заместитель Галина Владимировна Галюмова, инвалид по зрению. Председателем Всесоюзного Общества Слепых Санкт-Петербурга и Ленинградской области является Алексей Борисович Колосов, математик по образованию, который с детства был незрячим, но смог преодолеть свой недуг и стать полезным обществу.

Музей, несмотря на огромное количество экспонатов как в помещении, так и запасниках, расположился в двух небольших комнатах. Самое почётное место в музее занимают работы Олега Зиновьева, в том числе работы «Александр Невский», «Замкнутый круг», «Иисус Христос возвращает зрение слепому», автопортрет, акварельная графика «Мир вокруг меня» и другие. В музее виден, можно сказать, почти спартанский порядок – ничего лишнего, все многочисленные экспонаты чётко зафиксированы на своих местах, что является жестокой необходимостью для слабовидящих и незрячих людей. Чистота безукоризненная и приятная аура, которая исходит от доброжелательной встречи и чёткого рассказа директора, твёрдо передвигающегося от экспоната к экспонату по своей «муравьиной тропе» незрячего экскурсовода в своём родном пространстве. Уникальный в своём роде музей, ютится в двух комнатах с драгоценными экспонатами, как технических достижений прошлого, так и человеческих духовных вершин. Владислав Тимофеевич и Галина Владимировна с большой гордостью и любовью рассказывают о том, что есть в музее, поглаживая почти каждый экспонат своими чуткими пальцами. И очень скромно, как бы извиняясь, говорят, не про свои, а про музейные проблемы, разрешение которых не стоит для нашего цивилизованного общества и городского бюджета и «выеденного яйца».

Владислав Тимофеевич с гордостью показал новую книгу, присланную коллегами из Тамбова, в которой изложен интересный материал про незрячих ветеранов и участников Великой Отечественной войны Тамбова, с кратким очерком о каждом. Петербургский музей имеет достаточное количество исключительных материалов про незрячих учёных, блокадников, участников войны и творческих личностях, но на систематизацию материалов и издание единой книги средств нет. Необходимо подготовить и представить муниципальным властям проект по изданию такой книги, для включения затрат в бюджет, но даже для этого нужны специалисты с полноценным зрением и средства.

Соприкоснувшись с проблемной жизнью незрячих людей в нашем современном мегаполисе, начинаешь замечать то, чего ранее не видел «в упор». Это и отсутствие пандусов, ограждений, звуковых сигналов, обученных собак-поводырей, реабилитационных центров в необходимом количестве, рабочих мест с достойной оплатой и много другого. Во Всесоюзном обществе слепых, в Центре реабилитации незрячих, в музее Всесоюзного общества слепых и в спортивно-культурном Центре работают люди с неполноценным зрением, даже слепые. Такое ощущение, что, как говорят, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Может быть действительно, как изрёк великий философ Демокрит, «Зрение глаз препятствует зрению души?» За долгую жизнь Демокрит нажил немало врагов. Кому из суетящихся толстосумов могла прийтись по душе такая оценка их труда: «Копая землю, ищут серебро, найдя серебро, хотят купить землю, купив землю, плоды её продают, продав плоды, снова получают деньги…» Неужели человечеству мало тысячелетий, чтобы понять простую истину – высшими силами природы нам дан разум и душа для созидательного творчества, поднимающего человека до духовных вершин и оставляющим бессмертный след от своей жизни.

Об авторе:

Людмила Николаевна Митрохина – 1945 года рождения, проживает в Санкт-Петербурге по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул.Социалистическая д.4, кв.18, д/т (812) 713-12-30, моб. 8 911 243 64 42, электронный адрес: mila_mitrohina@mail.ru

Свою творческую деятельность начала с 1994 года.

В настоящий момент – член Санкт-Петербургского отделения Творческого союза историков искусства и художественных критиков международной ассоциации искусствоведов (АИС), составитель сборника статей АИС «Петербургские искусствоведческие тетради», автор ряда эссе и статей о творческих личностях современности, соавтор искусствоведа, з.д.и. РФ А.Г.Раскина монографии «Скульптор Швецкая – классик реставрации» и монографии «Строгий талант» о петербургском скульпторе Тамаре Дмитриевой. Дипломант 8-ой Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор» – 2004» в конкурсе «Лучшее краеведческое издание» за книгу «Древо Жизни» о своей родословной, дипломант-победитель Литературного конкурса санкт-петербургской газеты «Мой район» в 2009 году, дипломант Литературного конкурса Центра современной литературы и книги Санкт-Петербурга и Союза писателей России «Добрая лира» за произведение «Руса» в 2010 году, призёр литературного конкурса малой прозы «Триумф короткого сюжета» /Большой финал 2011/ за произведение «Росточек», дипломант международного поэтического конкурса «Золотая строфа – 2011» в номинации «Стихи о любви», член Российского Межрегионального Союза писателей, поэт, автор двенадцати поэтических сборников с авторскими иллюстрациями и иллюстрациями петербургских художников. Отмечена медалями РМСП – «Золотая медаль «Г.Р.Державин» и «Золотая медаль «С.А.Есенин».