СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Слепой видит сердцем

Четыре года назад киришский художник и собиратель Виктор Бабуркин подарил родному городу всю свою частную коллекцию живописи - на тысячу единиц хранения! За это благодарная администрация Киришей выделила ему помещение под картинную галерею. А чуть позже в Петербурге у Бабуркина состоялась удивительная встреча.

Вначале было слово

К художнику подошла женщина и сказала: «Я хочу сделать вашей галерее подарок». Пенсионерка Людмила Третьякова, когда-то преподававшая в школе для слепых, преподнесла коллекционеру картину своего покойного мужа. А потом познакомила его со своими друзьями Олегом Зиновьевым, Тамарой Куренковой, Анатолием Кончаковым, Андреем Савочкиным - незрячими мастерами из студии «Художник», действующей при ДК им. Шелгунова. Они тоже стали дарить Бабуркину свои произведения. К весне этого года число даров достигло 97.

А в марте Людмила Третьякова вдруг высказала идею создать при Киришской картинной галерее Музей творчества незрячих художников.

- Меня от этого предложения как будто пламенем обожгло! - рассказывает Виктор Бабуркин. - И полгода без продыху, без выходных, с утра и до позднего вечера я создавал музей! Сегодня в четырех залах представлены работы девяти незрячих художников. Все они петербуржцы.

Преодолеть судьбу

Виктор Гюго писал: «Когда гаснет телесное око, загорается око ума».

Возможность заниматься изобразительным творчеством незрячие петербуржцы получили благодаря неординарному и замечательному русскому художнику Юрию Нашивочникову. Казалось бы, сама идея обучать слепых рисованию граничит с абсурдом. Однако Нашивочников разработал технику, которая позволяет незрячему человеку лепить, создавать мозаику и картины. Более 30 лет он обучал этому детей в школе-интернате для слепых. Его воспитанники научились не просто изображать невидимые предметы, но и создавать высокохудожественные произведения. У каждого из учеников Нашивочникова своя судьба, зачастую трагическая.

У Натальи Селивановой от рождения зрение было минимальным, но и тяга к рисованию - просто сумасшедшая. Наталья рисовала вопреки всему. Сегодня у нее «две сотых зрения», и писать картины приходится при помощи лупы.

Тамара Куренкова и Лариса Павлова потеряли зрение в 8 лет. Куренкова в результате несчастного случая.

Олег Зиновьев профессиональный художник. В молодости расписывал фарфор на заводе имени Ломоносова. Потом работал художником-мультипликатором на студии «Леннаучфильм». Диагноз, вынесенный врачами 15 лет назад, когда Зиновьеву было 54 года, прозвучал как приговор.

Казалось, жизнь кончилась.

- Психологически было настолько тяжело, что страшно вспоминать! - рассказывает Олег Ефимович. - В Школе реабилитации учат всему - пришивать пуговицы, ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю. Про чтение мне говорили: в зрелом возрасте это сложно, многие отказываются. А я решил: если я хочу вернуть себя к нормальной жизни, должен преодолеть все! Я постоянно тренировал руки, пальцы. Мял глину, пытался определить материалы.

Через четыре года Олег Зиновьев выставил скульптуру на первой своей персональной выставке в Музее-квартире Достоевского. Ее он считает своим боевым крещением.

- Теперь я стал работать с деревом. Попробовал работать с мыльным камнем. И наконец приблизился к своей мечте - заняться графикой!

Как Зиновьевым создаются объемные скульптурные работы из глины, представить еще можно. Но как слепой человек работает с деревом - стамеской и штихелями?!

- В принципе это просто, - говорит Олег Ефимович. - Режущий инструмент к материалу я прижимаю так, чтобы пальцем одновременно чувствовать и жало, и поверхность дерева. А вот для того чтобы сделать графический рисунок, приходится ведро мусора выбросить! Недели две делаю заготовки, а рисую день-два.

Новые передвижники

Музей творчества незрячих художников, по мнению создателей, должен быть передвижным. В январе будущего года он на месяц переедет в Тосно. Потом будут другие малые города Ленинградской и Новгородской областей. А дальше?

- Зная мой неугомонный характер, мне часто подсказывают: в Париж езжай! - говорит Виктор Бабуркин. - Но я задумал наш марафон завершить фундаментальной выставкой в петербург-ском Манеже! Через два года! С собранием раза в два больше этого! А потом уже можно подумать и о загранице.

Владимир ЖЕЛТОВ Смена