СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Искусство как средство духовного развития незрячих

Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева

СОСТОЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

При изучении этой группы респондентов главной задачей было определение уровня эстетического развития школьников каждого класса. Сопоставление результатов по отдельным классам позволяет проследить характер изменения этого уровня и его отдельных аспектов. При этом во внимание принимался интерес школьников к литературе и к основным видам искусства, а также характер их собственного художественного творчества. Таким образом были выявлены особенности эстетического развития учащихся как в рамках одного класса, так и между классами.

Первой сразу бросающейся в глаза чертой этого развития является большая его неравномерность. Внутри одного класса уровень эстетического развития какого- либо школьника может в два, а в некоторых случаях и в три, четыре, а то и в пять и даже в шесть раз превосходить уровень других школьников. По мере перехода от младших классов к старшим, естественно, наблюдается заметное повышение уровня эстетического развития. Так, в двенадцатом классе этот уровень превосходит уровень второго класса более чем в восемь раз. Это значит, что во столько раз за время обучения в школе увеличивается объем знаний и представлений об искусстве, развивается художественное мышление и творчество учащихся, углубляется понимание ими искусства. Эти данные свидетельствуют о существенной эволюции эстетического развития учащихся по мере их перехода из класса в класс. Но неожиданным является тот факт, что эта эволюция также неравномерна и что не наблюдается тенденция постоянного роста указанного уровня. В ряде классов имеет место снижение данного уровня по отношению к предыдущему классу, что видно из таблицы 1. Такой разброс уровня эстетической развитости, естественно, требует работы со школьниками по индивидуальным программам или в крайнем случае по программам, рассчитанным на небольшие группы учащихся.

Чтобы ясно понять содержание приводимой ниже таблицы, поясним, как мы определяем уровень эстетического развития, как получаем его количественный показатель и что он представляет.

Уровень эстетического развития – это совокупность таких параметров, как объём знаний респондентов по искусству, их интерес к тем или иным его видам, умение решать задачи в области художественного творчества и заниматься им, способность понимать красоту произведений искусства, использовать свой эстетический опыт в общении с окружающими людьми. Уровень развития, описываемый этими характеристиками, можно выразить количественно. В анкете содержится 75 вопросов и подвопросов, которые относятся к только что перечисленным параметрам. На все эти вопросы может ответить человек с высшим образованием и со средним уровнем эстетического развития. Если ответы даны на все вопросы, то уровень развития равен 100%. При этом каждый ответ считается за один балл. Пунктам «В чем вы видите красоту архитектуры, скульптуры, керамических ваз», приписывается по 3 балла. Если респондент ответил не на все вопросы, то количественный показатель его уровня оценивается, во-первых, по количеству баллов, а во-вторых, выражается в процентах, которые получаются путем деления этого количества баллов на один процент от 75 баллов, то есть на 0,75.

Обратимся теперь к таблице 1. Мы видим, какой значительный разброс существует между баллами школьников одного класса и как отличаются друг от друга классы по среднему количеству баллов и по их процентному выражению.

Таблица 1.

Количественные показатели уровня эстетического развития незрячих школьников.

Класс Количество респондентов Баллы каждого респондента Средний балл респондентов данного класса Проценты к максимально возможному количеству баллов
243,4,5,64,56%
359,11,11,13,2012,817%
4317,18,2118,725%
5410,15,16,1815,721%
6416,16,20,2719,727%
739,16,231621%
8311,13,2715,320%
1059,13,17,46,5327,637%
11423,31,33,4733,545%
12527,30,41,41,5238,251%

Самый высокий количественный показатель, которого смогли достичь школьники, это результат одного двенадцатиклассника – он равен 69%. Этого уровня достиг ученик полностью незрячий. Интересно посмотреть, а сказывается как-либо наличие остаточного зрения или полное его отсутствие на уровне эстетического развития? Сопоставление полностью незрячих школьников и школьников с хорошим остаточным зрением показывает, что в среднем их уровни одинаковы. Мы соотнесли эти две группы ребят, взяв их из семи разных классов, и установили, что в процентном выражении их средний результат одинаков. Он равен 26%. Но и здесь наблюдается неравномерность развития. Количество процентов не находится в прямой зависимости от состояния зрения: они в четырех случаях лучше у школьников с хорошим остаточным зрением, но в трех случаях из семи – ниже. Видимо, в познании искусства, объекты которого, как правило, трудны для восприятия слабым зрением, небольшой его остаток помогает мало. А кроме того в чисто интеллектуальных видах художественного творчества, таких как поэзия, полностью незрячие нисколько не уступают лицам не только с остаточным, но и с нормальным зрением (если конечно, речь не идет о талантах, а о людях с заурядными поэтическими способностями).

Теперь проследим, как происходит эстетическая эволюция школьников по отдельным аспектам их духовного развития, какой интерес они проявляют к тем или иным видам искусства и как этот интерес изменяется от класса к классу?

Анализ анкет показывает, что наибольший интерес у школьников существует к художественной литературе. 93% из числа опрошенных (42 человека) читают литературу. Такой интерес вполне понятен, поскольку, во-первых, ясно, что словесность является богатейшим источником и знаний и эстетических наслаждений, а, во-вторых, она полностью доступно восприятию незрячих. Из анкет видно, что книги с самых начальных классов привлекают к себе внимание учащихся, и этот интерес не ослабевает до последнего класса. Большой популярностью пользуется у незрячих и театр. 71% респондентов посещают его. Здесь, однако, есть свои особенности. Наибольшую активность проявляют школьники младших и старших классов. Ребята же средних классов бывают в театре значительно реже. Этот феномен требует особого изучения.

Такое же изучение необходимо и в отношении интереса школьников к классической музыке. Дело в том, что этот вид искусства вполне доступен незрячим и играет большую роль в их духовном, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Но, к сожалению, этот вид искусства привлекает к себе внимание далеко не всех опрошенных – всего половина из них слушают классическую музыку. Здесь также этим видом искусства больше интересуются учащиеся младших и старших классов, а школьники средних классов значительно уступают им в этом.

Незрячим менее доступны объемные виды искусства – архитектура и скульптура. И эта трудность сказывается на количестве интересующихся ими. Так, архитектура привлекает к себе внимание 40% опрошенных, скульптура – всего лишь 26%. Только школьники самых старших классов проявляют более или менее значительный интерес к этим искусствам. Для повышения интереса к ним, безусловно, должны быть созданы специальные условия, позволяющие незрячим знакомиться с ними опосредовано – через макеты, копии скульптур и т.п.

Более обстоятельно о характере интереса учащихся к перечисленным видам искусства читатель может познакомиться по таблице 2.

Таблица 2.

Интерес незрячих школьников к литературе и искусству.

Класс Кол-во респон-
дентов
Худ. лит-ра Театр Классич. музыка Книги о худож-
никах
Архит-ра Скульптура Приклад.
иск-во
2443--1--
3555322--
43332111-
542232---
644221122
73321-112
8332-112-
10552111-1
1144333422
125445-322
Итог403728201115109

Уровень эстетического развития зависит от объема и характера знаний о выдающихся произведениях искусства. Рассмотрим, что представляют собой знания незрячих школьников в этом вопросе, обратившись к таким видам искусства, как архитектура и скульптура. Для определения знаний об архитектуре были отобраны 19 общеизвестных шедевров мирового зодчества и перед опрашиваемыми ставился вопрос: имеют ли они представление об этих шедеврах? Цифры в колонках под названиями архитектурных объектов указывают, сколько человек имеют представление о соответствующем объекте (таблица 3).

Таблица 3.

Наличие у незрячих школьников представлений об архитектурных памятниках

Класс 2345679101112
Количество респондентов 4534432545
А
р
х
и
т
е
к
т
у
р
н
ы
е

п
а
м
я
т
н
и
к
и
Храм Василия Блаженного-121422435
Успенский собор-1-1211333
Колокольня Иван Великий----211223
Спасская башня121-2-2225
Храм Христа Спасителя--11211423
Храм Вознесения-----11223
МГУ-1----1323
Останкинская башня-1----2343
Кижи------11-2
Церковь Покрова на Нерли------11-3
Храм Георгия Победоносца--1---11-3
Исаакиевский собор------11-3
Эйфелева башня-1----22-3
Собор святого Петра в Риме------11-2
Кёльнский собор------11-2
Парфенонсобор--1---1223
Пагода------11-2
Тадж Махал------11-2
Нотр Дам-1----11-3
Количество объектов, о которых имеются представления в среднем у одного школьника в классе0,251,620,753211,57,25,511,2

Итак, мы видим важный положительный факт – по мере перехода от класса к классу существенно возрастает количество архитектурных памятников, о которых у школьников имеется представление. И это притом, что данный вид искусства чрезвычайно труден для их восприятия. Эти же данные свидетельствуют о большом интересе школьников к архитектуре.

Несколько иначе обстоит дело со скульптурой. Обратимся к таблице 4.

Таблица 4. Наличие у незрячих школьников представлений о выдающихся произведениях скульптуры

Класс 23456789101112
Количество респондентов 45344332545
С
к
у
л
ь
п
т
у
р
ы
Памятник Минину и Пожарскому----1--2323
Медный всадник-1------2-2
Рабочий и колхозница-------1221
Перекуем мечи на орала--------1--
Статуя Свободы--------2-1
Сфинкс--------111
Венера Милосская-------1111
Лакоон--------1--
Количество скульптур, о которых имеются представления в среднем у одного школьника в классе00,2000,250022,61,51,8

Эта таблица подтверждает вывод из таблицы 2 о том, что произведения скульптуры достаточно мало привлекают к себе внимание незрячих школьников. Это объясняется сложностью тактильного восприятия художественного образа этих произведений, постижения всей, порой весьма насыщенной пластики, мелких черт лица, его выражения, мимики и в итоге – психологии образа. Но поскольку этот вид искусства несет богатую познавательную и эстетическую информацию, то необходимость в приобщении незрячих к его постижению остается крайне важной. Следует предоставить школьникам возможность доступа к ним, что можно сделать, как мы уже говорили, приобретением скульптур малых форм и уменьшенных копий крупных изображений, а затем посредством специальной методики вырабатывать навыки адекватного восприятия этих произведений.

Художественное мышление и воображение незрячих школьников.

Эти творческие способности были проверены с помощью трех заданий, помещенных в анкете под пунктами 22, 44 – 47.

Мы остановимся на одном задании, которое наиболее определенно и красноречиво говорит о творческом мышлении и воображении. Это задание заключается в следующем: опрашиваемый должен суметь использовать приведённые в пункте 45 понятия в качестве символов или метафор соответствующих предметов и явлений. Обратимся к таблице 5 и посмотрим, как справились школьники с этим заданием, как по мере перехода от класса к классу развиваются у них эти способности. В верхней строке таблицы перечисляются понятия, которые нужно использовать в качестве символов или метафор. Подобранные предметы и явления выступают в качестве непрямых обозначаемых объектов (денотатов) приведенных понятий. Под этими понятиями как раз и помещаются найденные школьниками непрямые денотаты, для которых указанные понятия являются символами или метафорами. Мы приведем найденные школьниками слова лишь к шести из 15 понятий, которые нужно было использовать в качестве символов или метафор.

Таблица 5.

Использование понятий в качестве символов и метафор

КлассКоли-чество респон-дентовСимволы, метафоры и соотнесенные с ними словаСреднее кол. использо-ванных понятий на 1 школьника
ХрамКолоколЧеловекСолнцеКаменьПтица
24----силапесня0,5
35много людейгромкий звук-жара, горячее каменная гораголуби, кана-рейки, песня0,8
43верность, мудростьcтрахстроитель-надеж-ностьрадость2,0
54веравеличие----0,5
64cобрание людейцветок, сила, энергиявечностьтепло историябыстрота, нежность1,75
73вера, молитваcтон---песня1,3
83Богвеличиеобезьянавечностьмолчаливостьверность, счастье2,0
92вера (2 чел)величиелюбовь, вселеннаяжизньсила, надежностьпесня, синева4,5
105икона, вера, религиявеличие, тревога, война, вера, единствообезьяна, разум (2 чел)высота, свобода, жизньуверенность, твердостьвосторг, свобода, небо3,0
114вечность, поклонение, памятник-обезьяна, мысль, семья, дружбакосмоснесокру-
шимость, твердость
музыка2,5
125вечность, право-
славие, связь с богом, религия, луковица
страдание, собор людей, звонтруд, друг, личность, творецвозрождение, жизнь, тепло, цветокистория, сила, надеж-
ность, скуль-
птура, твердость
весть, удача, самолет, величие, песня5,0

Данная таблица немало рассказывает нам об особенностях словесного творчества школьников. Она начинается с крайне небольших результатов у ребят младших классов. Поскольку всего в списке понятий, которые нужно использовать в качестве символов или метафор, приводится 15 слов, то общее количество слов, которые можно подобрать ко всем понятиям, будет равно их числу, умноженному на количество учеников данного класса. Для второго класса оно равно 60. Ученики же этого класса смогли подобрать только 2 слова. То есть в среднем на одного второклассника приходится 0,5 слова. В третьем классе эта цифра выше – 0,8 слова на ученика. Повышение этого показателя, хотя и неравномерно, тем не менее продолжается по мере перехода от класса к классу и достигает максимума в 12 классе – 5 слов, то есть он вырос по сравнению со вторым классом в 10 раз. Иначе говоря, во столько раз повысилась способность к данному виду словесного творчества. Однако и эта величина не так уж высока, поскольку максимально возможный показатель равен 15.

Относительно невысокий показатель этой операции объясняется, в частности, тем, что некоторые школьники привели неподходящие слова, видимо, не поняв правильное значение понятий «символ», «метафора». Так, например, понятие «храм» не верно использовалось в качестве метафоры по отношению к таким словам, как «икона», «луковица»; понятие «колокол» по отношению к слову «цветок»; понятие «человек» по отношению к слову «обезьяна»; «дерево» - к словам «дуб», «дождь», «вера» и т.п.

По мере перехода к старшим классам наблюдается все более удачный подбор слов. Этот подбор становится более точным, слова более глубокими и абстрактными по содержанию. Примером этого могут быть следующие подборки слов: к понятию «человек» – строитель, разум, дружба, любовь; к понятию «дом» - мама, родители, семья, уют; к понятию «ручей» - весна, веселье, музыка, изменчивость, непостоянство, жизнерадостность и т.д.

Заметим, что у взрослых незрячих средний показатель их словесного творчества выше, чем у школьников. Он равен 10, хотя также не достигает максимально возможного числа 15. Интересно, что у взрослых зрячих этот показатель такой же – 10. Но при чтении ответов взрослых респондентов сразу бросается в глаза отличие использованной ими лексики. Это, как правило, более общие, более значимые, фундаментальные понятия, что, естественно, обусловлено более развитым словарным запасом, широким кругозором, большей глубиной мировосприятия. Поэтому подобранные ими слова звучат более возвышенно, значимо, поэтично. Например, слова к понятию «храм» - духовность, торжество, просветленность, очищение; к понятию «колокол» - благовест, торжественность, праздник, радость, объединение, тревога, событие; к понятию «человек» - труд, дружба, общество, история, противоречие, искатель, творец, теплота, сознание; к понятию «луна» - светлая ночь, мистика, тайна, мечтательность, грусть, любовь, романтичность, поэтичность, бессонная ночь, печаль, покой, умиротворение и т.д.

Сопоставление эстетического развития незрячих и зрячих школьников

Такое сопоставление крайне важно. Оно покажет, каков характер этого развития у ребят с разными физическими возможностями, насколько удается школам для слепых и слабовидящих детей компенсировать неизбежный дефицит их восприятия и знания искусства, а также выявит, с какой степенью полноты используется познавательный и эмоциональный потенциал ребят с нормальным зрением.

Мы не будем сопоставлять все классы зрячих и незрячих школьников. Для получения ответа на поставленные вопросы достаточно сравнить некоторые классы и прежде всего выпускные.

Обратимся сначала к вопросу об интересе школьников к литературе и искусству. Сравним для этого данные 11-го класса зрячих школьников и соответствующего ему по программе 12-го класса незрячих. Здесь важно заметить, что по причине большего количества классов в школах для незрячих детей их возраст отличается на 1-2, а то и на 3 года в сторону увеличения. Это объясняется также более поздним поступлением в школу некоторых незрячих по сравнению со зрячими из-за запаздывания в развитии в дошкольном возрасте.

Посмотрим на таблицу 6, в которой приводятся данные по указанному вопросу.

Таблица 6. Интерес незрячих (12 класс) и зрячих (11 класс) школьников к художественной литературе и искусству.

КлассКол. рес.Читают художест-
венную литера-
туру
Слушают класси-
ческую музыку
Имеют записи класси-
ческой музыки
Интересуются
теат-
ром
архи-
тектурой
скульп-
турой
Прикла-
дным искус-
ством
1154234221
1254544322

Всего было опрошено по 5 человек из каждого класса.

Из таблицы видно, что характер интереса к литературе, театру и скульптуре одинаков у обеих групп школьников. Напротив, интерес к остальным видам искусства у незрячих школьников выше и особенно он высок к классической музыке. Зрячих же школьников классическая музыка интересует значительно меньше, как и архитектура, хотя она и доступна им в большей степени. Как у тех, так и у других школьников довольно слаб интерес к скульптуре и к прикладному искусству. Что касается незрячих, то это понятно, поскольку эти виды искусства для их восприятия требуют прежде всего зрительного контакта. Что касается зрячих школьников, то такое явление вызывает удивление. Более высокий интерес незрячих школьников к искусству подтверждает и средний показатель, который можно получить из приведенных данных. Он выражает среднее количество видов искусства, которыми интересуются респонденты, на одного школьника. Этот показатель равен у незрячих школьников 4,8, у зрячих 3,6 из общего числа 6.

Теперь обратимся к другой важной характеристике эстетического развития этих групп школьников. Речь идет об их способности использовать те или иные понятия в качестве символов или метафор каких-либо предметов и явлений. Сопоставление данных, полученных в результате анализа анкет, показывает, что в этом случае разница несущественна. У незрячих выпускников школы среднее количество использованных в качестве символов и метафор понятий равно 7,6 на одного человека, у зрячих – 7 из 15-ти возможных. Принимая во внимание разницу в возрасте, можно считать эти результаты одинаковыми.

Теперь перейдем к сопоставлению общих показателей эстетического развития школьников с дефектным и нормальным зрением. Здесь также ограничимся сопоставлением 12-го класса незрячих и 11-го класса зрячих. Если у незрячих на одного школьника в среднем приходится 38,2 балла, что равно 51% от максимального значения уровня эстетического развития, то у зрячих эти показатели ниже – 35 баллов и 47 %. Это отличие мы также относим за счет разницы в возрасте. У зрячих школьников наблюдается та же черта в их эстетическом развитии, которую ранее мы обнаружили у незрячих. Это большая неравномерность данного развития внутри одной группы школьников. Так, у зрячих учеников 6-го класса разброс по баллам характеризуется цифрами от 8 до 49, а в 11-ом – от 17 до 63. У зрячих школьников выявился меньший рост их эстетического уровня при переходе от класса к классу. Так, если в 6-ом классе этот уровень составил 43 %, то в 11-ом классе, то есть за пять лет, он увеличился всего лишь на 4 %. У незрячих этот рост составил 14 % только за 3 года – с 10-го по 12-й класс. Незрячие старших классов эстетически развивались более интенсивно, чем зрячие. И разброс по баллам у них в этих классах меньше, например, в 12-ом классе – от 27 до 52 баллов.

Интересно посмотреть, за счет каких сегментов эстетического развития незрячие превзошли зрячих. Обратимся к таблице 7. В ней приводится среднее количество баллов на одного школьника.

Таблица 7.

Сопоставление уровня эстетического развития незрячих (12 класс) и зрячих (11 класс) школьников по отдельным сегментам.

КлассКоли-
чество респон-
дентов
Литера-
тура, театр, музыка
Архи-
тектура
Скульп-
тура
Прикла-
дное искус-
ство
Художе-
ственное мышление, вообра-
жение, творчество
Общение по вопросам искусства
1255,416,41,8211,43,8
1154,411,63,81,410,83

Данные, приведенные в этой таблице, показывают, что незрячие старшеклассники демонстрируют большую степень развитости по всем сегментам эстетических знаний и умений, за исключением одного – знания скульптуры. Отрадным является результат, свидетельствующий о большей осведомленности незрячих в области архитектуры. Такое превосходство незрячих над зрячими в данном случае можно объяснить, с одной стороны, уже упоминавшейся разницей в возрасте, а с другой – по-видимому, лучшей организацией эстетико-воспитательной работы в школах для детей с нарушением зрения.

Особенности эстетического развития взрослых незрячих

Итак, мы определили тот максимальный уровень, которого достигли незрячие школьники за время своей учебы. Он равен, как мы говорили, 51%. Теперь посмотрим, как происходит эстетическое развитие незрячих после окончания школы. Наблюдается ли рост эстетической развитости? Какова интенсивность этого роста? Какого максимума достигают люди зрелого возраста?

Начнем исследование этих вопросов с анализа отдельных аспектов эстетического развития. В первую очередь выясним, какой характер носит у этих людей интерес к различным видам искусства, художественной литературе. Приведем таблицу соответствующих данных и сопоставим ее с такими же данными, относящимися к незрячим школьникам и взрослым зрячим (таблица 8). Были опрошены 38 взрослых незрячих, 42 незрячих школьника и 10 взрослых зрячих. По каждому виду искусства приводится количество интересующихся этим видом и их процент к общему числу данной группы респондентов.

Таблица 8.

Интерес незрячих и зрячих к литературе и искусству (число интересующихся каждым видом искусства и проценты от общего количества каждой группы).

Группы респон-
дентов
Лите-
ратура
ТеатрЧтение книг о худож-
никах
Класси-
ческая музыка
Нали-
чие записей класси-
ческой музыки
Архи-
тектура
Скульп-
тура
Прик-
ладное искус-
ство
Незря-
чие школь-
ники (42 чел.)
39 (93%)30 (71%)12 (28,5%)22 (52%)15 (36%)17 (40%)11 (26%)10 (24%)
Взрос-
лые незря-
чие (38 чел.)
36 (95%)29 (76%)14 (37%)32 (84%)30 (79%)28 (74%)5 (13%)14 (37%)
Взрос-
лые зрячие (10 чел.)
9 (90%)8 (80%)8 (80%)7 (70%)7 (70%)8 (80%)1 (10%)4 (40%)

Из сопоставления данных, относящихся к взрослым незрячим и школьникам, можно сделать следующие выводы. У взрослых незрячих несколько выше интерес к художественной литературе, к театру, к книгам о художниках. Значительно большим оказывается у них интерес к классической музыке, к архитектуре, декоративно-прикладному искусству. Но вот интерес к скульптуре становится существенно меньше, чем у школьников. В целом можно говорить о росте интереса у взрослых незрячих к литературе и искусству. Однако из сопоставления этой группы респондентов со зрячими видно, что по ряду видов искусства они уступают последним. Это относится к архитектуре, театру, декоративно-прикладному искусству, к книгам о художниках. Объяснить это можно скорее всего тем, что перечисленные виды искусства более доступны лицам с нормальным зрением. А в таком случае тот уровень интереса, который имеется у незрячих, можно считать достаточно высоким. Что же касается литературы и классической музыки, то он еще и выше. Удивляет низкий уровень интереса у зрячих к скульптуре, хотя этот вид искусства вполне доступен их восприятию и является достаточно сильным источником эстетических ощущений. Неясно, в чем причина такого факта в данном случае. Эта задача специального изучения.

Знание и понимание искусства взрослыми незрячими и зрячими

Осветить этот вопрос можно путем выявления того, имеют ли взрослые респонденты представление о выдающихся произведениях архитектуры и скульптуры и в чем они видят их красоту.

Анкеты показывают, что из 19 шедевров архитектуры, перечисленных в 23 пункте анкеты, лица с дефектом зрения имеют представление в среднем лишь о 7 объектах (в пересчете на одного человека), тогда как зрячие (также в среднем на одного человека) – о 15 (таблица 9).

Таблица 9. Представления незрячих и зрячих о произведениях архитектуры.

№ п/пПамятники архитектурыКоличество незрячих, имеющих представление о них (общее число - 38 чел.)Количество зрячих, имеющих представление о них (общее число - 10 чел.)
1Храм Василия Блаженного2210
2Успенский собор Московского Кремля188
3Колокольня "Иван Великий"168
4Спасская башня Кремля3310
5Храм Христа Спасителя1310
6Храм Вознесения в Коломенском79
7Здание МГУ1810
8Останкинская башня1910
9Кижи127
10Церковь Покрова на Нерли116
11Храм Георгия Победоносца107
12Исаакиевский собор139
13Эйфелева башня2010
14Нотр Дам189
15Собор святого Петра в Риме97
16Кельнский Собор65
17Парфенон136
18Пагода65
19Тадж Махал57
Среднее количество объектов, представляемых одним респондентом715

Что касается шедевров скульптуры, то здесь показатели ниже – в среднем 1 незрячий респондент имеет представление о трех скульптурах, зрячий – о семи из общего числа 8 (таблица 10).

Таблица 10.

Представления незрячих и зрячих о произведениях скульптуры.

№ п/пПамятники скульптурыКоличество незрячих, имеющих представление о них (общее число - 38 чел.)Количество зрячих, имеющих представление о них (общее число - 10 чел.)
1Памятник Минину и Пожарскому1410
2Медный всадник2310
3Рабочий и колхозница1710
4Перекуем мечи на орала54
5Венера Милосская1910
6Лаокоон46
7Сфинкс910
8Статуя свободы1410
Среднее количество объектов, представляемых одним респондентом37

Обратим внимание на то, что как в случае архитектурных произведений, так и в случае скульптур лица с остаточным зрением имеют представление о большем количестве объектов. И это естественно, потому что остаточное зрение в определенной мере помогает постигать произведения объемных искусств, делает их более доступными. Из этого следует, что нужно и для незрячих сделать эти виды искусства также доступными, если не непосредственно, то через макеты или копии.

Полноценное восприятие искусства означает не только обладание представлениями о конкретных объектах художественного творчества, но и умение увидеть красоту этих объектов, обнаружить в них то, что вызывает эстетическое удовольствие. Перед анкетированием была поставлена задача: выявить эту способность у респондентов, проследить, в какой форме она проявляется, насколько она развита. С этой целью опрашиваемым были заданы соответствующие вопросы относительно архитектуры, скульптуры, керамических ваз.

На вопрос: «В чем вы видите красоту произведений архитектуры?» респонденты ответили следующим образом (таблица 11. Нумерация ответов приводится для того, чтобы отделить один ответ от другого. Цифры после некоторых ответов означают, сколько человек отвечали подобным образом).

Таблица 11.

В чем видят респонденты красоту произведений архитектуры.

№ п/пНезрячиеЗрячие
1Монументальность - 5 чел.Величие, громадность
2НеподражаемостьНеповторимость, красота форм
3ПомпезностьДревность, масштабность, величие - 2 чел.
4Отражение эпохиОтражение реальности, историзм
5В определенном стилеФормы, гармония с окружающей средой
6В гармонии с природойДекоративность (белизна стен, золото куполов)
7Связь с историей, обычаямиНеобычность форм
8Неповторимость, в передаче духа времени, эпохи - 5 чел.Законченность, целостность композиций, декоративность деталей
9В отдельных элементах: стрельчатые окна, полукружияЦветовое оформление, пропорциональность, симметрия, игра света и тени
10Симметрии объемов, в резных деталяхНе ответили – 1 чел.
11Формы, соразмерность со средой 
12Формы отдельных элементов, композиции, пропорции - 2 чел. 
13Созвучие с настроением, состоянием души 
14Формы, композиции, связь с окружающим ландшафтом - 2 чел. 
15Композиции, соотношение объемов, пропорций - 2 чел. 
16Не ответили – 8 чел. 

Если объединить все ответы, то мы увидим достаточно адекватное понимание респондентами красоты архитектурных сооружений. Но если рассматривать ответы обособленно, то чаще всего налицо неполное, фрагментарное видение этой красоты. Умение целостного ее восприятия в большинстве случаев отсутствует, и следовательно, работа по ознакомлению с объемными искусствами должна быть не в последнюю очередь направлена на выработку такого умения. Это тем более важно, что подобный способ восприятия красоты характерен и по отношению к скульптуре, и по отношению к керамическим вазам, о чем свидетельствуют данные анкет. Еще более огорчает тот факт, что значительное количество опрошенных вообще не могут постичь красоту произведений объемных искусств. Здесь мы сталкиваемся с одним из больших недостатков в восприятии инвалидами по зрению предметов пространственных искусств. Он заключается в том, что незрячие хорошо усваивают познавательную информацию об этих предметах – об их истории, о связанных с ними событиях, о их внешнем виде, но очень часто не воспринимают их эстетическое содержание – своеобразие форм и объемов, их соотношение и сочетания, динамику линий, членение поверхностей, музыку всей композиции, то есть то, что и вызывает эстетическое удовольствие.

И такой характер восприятия подтверждается ответами самих незрячих. На вопрос: «Испытываете ли вы эстетическое удовольствие при восприятии произведений объемных искусств?» 19 респондентов из 45 ответили положительно, тогда как большинство (26 человек) сказали, что такого удовольствия не испытывают. Интересно то, что и среди зрячих людей довольно большой процент (19) также не испытывают эстетического удовольствия, хотя им красота произведений объемных искусств несоизмеримо более доступна.

Разочаровывает ответ и на такой вопрос: «Вызывают ли у вас произведения архитектуры и скульптуры эмоции, подобные тем эмоциям, которые вызывают музыкальные произведения?» Положительно ответили на него только 6 человек из 45 опрошенных незрячих. Среди зрячих положительно ответили 2 человека из 10. Такой результат может быть объяснен несколькими причинами. Во-первых, это ограниченный характер понимания особенностей красоты произведений объемных искусств. Во-вторых, ограниченное знание классической музыки, как это показывают ответы на соответствующие вопросы анкеты, а значит и небольшой арсенал музыкальных образов, имеющихся в памяти этих людей; в-третьих, неразвитость умения соотносить в своем сознании и воображении художественные образы разных видов искусства. В результате всего этого оказывается, что известный афоризм о том, что архитектура является застывшей в камне музыкой, еще далеко не реализовался в эстетическом опыте многих людей – и не только незрячих, но и зрячих. А тем самым эти люди лишены возможности испытывать дополнительные эстетические эмоции при восприятии тех или иных произведений искусства, не могут в большой мере использовать произведения одного искусства для более глубокого понимания произведений другого вида искусства.

Художественное творчество

Потребность в эстетических ощущениях и художественном самовыражении побуждает незрячих к созиданию красоты. Это проявляется в первую очередь в их стремлении сделать эстетичной среду своей жизнедеятельности. Из ответов на вопросы анкеты видно, что подавляющее большинство респондентов предпринимают собственные усилия для того, чтобы эта среда их радовала. Многие имеют дома предметы искусства. Это прежде всего вазы, всевозможные поделки. А у некоторых имеются даже небольшие коллекции архитектурных моделей, статуэтки. И все единодушно высказываются за то, чтобы специфические предметы быта и труда, которые изготавливаются специально для незрячих, имели бы хороший дизайн, художественную отделку.

Незрячие занимаются разными видами творчества. Из таблицы 12 видно, какое количество незрячих какими видами творчества занимаются. В этой же таблице незрячие сопоставляются со зрячими.

Таблица 12.

Занятие художественным творчеством.

№ п/пВиды занятийНезрячие школьники (42 чел.). Количество занимающихся и процент от общего числа в группеВзрослые незрячие (38 чел.). Количество занимающихся и процент от общего числа в группеВзрослые зрячие (10 чел.). Количество занимающихся и процент от общего числа в группе
1Вязание10 (24%)10 (26%)4 (40 %)
2Лепка15 (36%)3 (8%)-
3Поэзия1 (2%)3 (8%)-
4Вышивание3 (7%)1 (3%)3 (30%)
5Рисование15 (36%)1 (3%)3 (30%)
6Макраме1 (2%)1 (3%)-
7Артистическое искусство1 (2%)--
8Игра на музыкальных инструментах24 (57%)9 (24%)1 (10%)
9Мягкая игрушка2 (5%)--
10Ничем не занимаются4 (9,5%)23 (60%)2 (20%)

Из таблицы видно, что круг доступных незрячим художественных занятий довольно широк, достигает девяти различных видов. Больше всего привлекает незрячих игра на музыкальных инструментах, после чего следуют рисование, в том числе рельефное, и лепка. Есть случаи, не отраженные в анкетах, когда незрячие успешно занимаются резьбой по дереву, керамикой и даже живописью. Наиболее высокий процент занимающихся искусством – у школьников (91%). У взрослых незрячих он уменьшается более чем в два раза – до 40%. Среди них по-прежнему, как и в школе, значительное число лиц занимается игрой на музыкальных инструментах, вязанием. Повышается процент пишущих стихи. Но с возрастом существенно уменьшается количество людей, занимающихся лепкой, вышиванием и особенно рисованием.

В целом взрослые незрячие в два раза уступают школьникам в увлечении теми или иными видами художественного творчества. Такую динамику можно объяснить, во-первых, тем, что с окончанием школы прекращается регулярная, проводимая по определенной программе работа по эстетическому воспитанию незрячих. В школах имеются для этого и подготовленные специалисты, и хотя бы какая-нибудь материальная база. После школы в организациях ВОС (за исключением РГБС) никакой подобной работы фактически не проводится, и незрячие вынуждены самостоятельно предпринимать усилия по приобретению нового эстетического опыта, что естественно, наталкивается на многочисленные трудности. Во-вторых, у взрослых утрачивается интерес к некоторым видам творчества, которыми они занимались в школе, а других видов, более интересных, существенно обогащающих их духовность, они не находят. И задача эстетико-просветительской работы в такой ситуации как раз и заключается в том, чтобы создавать материальную базу и кадровое обеспечение этой работы.

Материальной базой для эстетической реабилитации инвалидов могут быть выставки доступных восприятию незрячих предметов искусства, а еще лучше – музеи искусства. Создание таких учреждений вполне возможно. И это доказывает опыт РГБС, которая смогла создать такой музей. И он действительно выполняет роль центра эстетико-просветительской работы, о чем говорится в помещенной в данном сборнике статье Т.Н. Елфимовой.

Анкеты отражают впечатления незрячих об этом музее. Особенно им нравятся архитектурные макеты и прежде всего макеты таких выдающихся памятников архитектуры, как Московский кремль, храм Христа Спасителя, Успенский собор, колокольня «Иван Великий», церковь Покрова на Нерли, Парфенон. Вызывают интерес вазы – греческие амфора и лекиф, расписные сосуды в виде нарядно одетых юношей и девушек, украинский куманец и многие другие. Внимание детей привлекают бронзовые, с атласно отполированной поверхностью фигуры животных, например, кони Клодта.

Посетители музея высоко оценивают качество экспонатов и прежде всего макетов. Несмотря на то, что последние воспроизводят достаточно сложные объекты, с множеством деталей, тем не менее, как утверждает большинство опрошенных, макеты вполне понятны как при тактильном восприятии, так и при рассматривании их с помощью остаточного зрения. При этом высказываются пожелания больше приближать материал макетов к материалу оригинала, воспроизводить раскраску макетируемых объектов, не опускать мелкие детали и некоторые из них сделать в увеличенном масштабе. Эти пожелания отчасти уже учитываются. Так, например, знаменитые колонны Парфенона с большим количеством устремляющихся вверх каннелюр воспроизведены не только в макете всего Парфенона, где они вследствие относительно небольшого масштаба макета не так велики, но и смоделированы отдельно значительно в более крупном масштабе, так что отчетливо просматриваются и каннелюры, и антаблемент. Отдельно и также в более крупном масштабе представлены капители колонн. Макет Парфенона, как и другие макеты, по словам большой части посетителей, помогает узнать много нового о шедеврах мирового архитектурного искусства, об архитектуре вообще.

Подчеркивая познавательную значимость представленных в музее экспонатов, незрячие выразили пожелание, чтобы в нем в виде макетов были представлены и другие образцы архитектуры – храм Василия Блаженного, Исаакиевский собор, здание МГУ, мемориальный комплекс на Поклонной горе, собор святого Петра в Риме, Нотр Дам, Кёльнский собор, пирамида Хеопса, пагода, мечеть, синагога и др. Незрячим также хотелось бы познакомиться с такой знаменитой скульптурой, как Лаокоон, с произведениями Микеланджелло и Родена, со скульптурным памятником Сергию Радонежскому. Единодушным и притом положительным был ответ респондентов на вопрос: следует ли устраивать выставки и музеи искусства в организациях ВОС?

Хорошим дополнением к макетам и полнообъемным копиям скульптур являются рельефно-графические пособия, выпускаемые ИПТК «Логос» ВОС. Опрашиваемым были заданы вопросы на эту тему. Из 38 респондентов знакомы с этими пособиями 33 человека. 22 респондента положительно ответили на вопрос: считаете ли вы эти пособия хорошим средством для ознакомления с произведениями объемных искусств? Критические замечания ответивших на этот вопрос отрицательно сводятся к следующему:

  1. Рельефно-графические пособия (РГП) не сравнимы с макетами, но если нет ничего другого, то и данные пособия полезны.
  2. РГП хороши только как дополнение к макетам, так как их небольшой масштаб способствует целостному восприятию объекта.
  3. В РГП мало деталей, они очень схематичны.
  4. К этим пособиям нужно добавлять хорошие описания, которые, как правило, отсутствуют.

Заключение

Мы подошли к ответу на главный вопрос, поставленный в разделе статьи, посвященном эстетическому развитию взрослых незрячих. Это вопрос об уровне этого развития. Как он отличается от уровня школьников, как влияет на него период самостоятельного постижения мира прекрасного? Мы установили, что максимальный количественный показатель уровня эстетического развития школьников, а именно учащихся выпускного класса, равен 51%. Уровень взрослых мы проследили по большим периодам, чтобы выявить его динамику (таблица 13).

Таблица 13.

Уровень эстетического развития взрослых незрячих и зрячих.

Возрастные группыКоличество респондентовСреднее количество баллов на одного респондентаСреднее количество процентов на одного респондента
Незрячие от 20 до 30 лет163851%
Незрячие от 31 до 50 лет73445%
Незрячие от 51 до 71 года153952%
Итого:383851%
Зрячие105573%

Анкеты показывают, что для эстетического развития взрослых незрячих характерна та же черта, которую мы наблюдали в случае школьников, – большая неравномерность. Количество полученных взрослыми баллов распределяется в очень широком диапазоне – от 12 до 74. У значительного числа взрослых незрячих уровень эстетического развития находится ниже уровня старшеклассников. Так, количество баллов у одного взрослого равно среднему количеству баллов третьеклассника. У другого – пятиклассника. Восемь взрослых лишь приблизились к уровню десятиклассников. Короче говоря, у 14 из 38 взрослых незрячих баллов меньше, чем у среднего двенадцатиклассника.

В первую очередь это свидетельствует о неравных условиях, в которых проходило эстетическое развитие отдельных респондентов. Кроме того, это говорит о разной степени влечения к прекрасному, разном уровне общего духовного развития. Следует обратить внимание на то, что разброс в баллах у зрячих намного меньше – от 44 до 66. Тот факт, что средний количественный показатель взрослых незрячих равен показателю двенадцатиклассников, говорит о том, что опрошенные взрослые учились в свое время в школах, в которых работа по эстетическому воспитанию была поставлена значительно хуже, чем в школах сегодняшнего дня.

Сравнивая средний уровень эстетического развития незрячих со взрослыми зрячими, видим, что он ниже – соответственно, 51 % и 73 %. Но этот уровень вполне возможно повысить. Доказательством этому являются незрячие, у которых количественный показатель данного уровня даже выше, чем у зрячих Так, если средний балл у зрячих равен 55, то у пяти незрячих их баллы выше и равны: 57, 60, 61, 62. А у одного из них он достигает 74 баллов из 75 возможных, что равно 97 процентам, тогда как максимальное количество баллов у опрошенных зрячих равно 66 и соответственно уровень эстетического развития равен 88 %.

Подводя итоги анализу анкет, можно сделать несколько общих выводов и рекомендаций.

  1. Выявлен высокий уровень интереса незрячих к различным видам искусства и в том числе к такому трудно доступному для их восприятия виду, как архитектура. Значительно ниже степень интереса к скульптуре и декоративно-прикладному искусству, поэтому необходима работа по специальным программам и методикам с целью развития у незрячих как интереса, так и умения постигать эти виды искусства.
  2. У незрячих наблюдается отставание от зрячих в объеме знаний произведений пространственных искусств, хотя нет отставания в понимании специфики красоты архитектурных объектов. Для устранения дефицита представлений о шедеврах мирового искусства нужна планомерная, постоянная реабилитационная работа в организациях ВОС. Для ее успеха важно создавать и расширять материальную базу, организовывать выставки и музеи предметов искусства, озвучивать книги по искусству. Одним словом, среда жизнедеятельности незрячих (место учебы, работы, культурного досуга) должна быть насыщена искусством, а также дизайном во всех его видах и формах: эстетичными должны быть и средства труда, и предметы быта, и средства ориентировки, и оформление помещений.
  3. Несмотря на то, что к концу обучения учащихся в школах уровень их эстетической развитости сильно возрастает, тем не менее после окончания школы темп эстетического развития незрячих существенно замедляется, что объясняется отсутствием постоянной эстетико-реабилитационной работы со взрослыми. Большая часть потенциала психических и интеллектуальных способностей инвалидов по зрению не используется для их духовного развития. Следовательно, имеется значительный резерв этих способностей для дальнейшего роста. А поскольку искусство является одним из богатейших источников эстетического наслаждения, положительных эмоций, то важно использовать его в качестве средства укрепления психического здоровья инвалидов. Не деле же даже такой вполне доступный вид искусства, как классическая музыка, используется в эстетическом воспитании крайне недостаточно.
  4. Для того, чтобы искусство стало в полной мере источником эстетических ощущений, необходимо устранить такой недостаток в его восприятии, которым является противоречие, заключающееся в том, что эти люди способны достаточно полно постигать познавательную информацию об объектах пространственных искусств, но не могут сделать это в отношении содержащейся в них эстетической информации. Одной из причин этого является сложность воспроизведения незрячими в своем сознании целостного образа тактильно воспринимаемых объектов, которые осматриваются ими по частям. Поэтому важно выработать у незрячих умение соединять в своем воображении эти части в целостный художественный образ, как это они умеют делать с музыкальными образами, также проникающими в их сознание по частям.
  5. В анкетах стоял вопрос: помогает ли искусство интегрироваться в окружающую социальную среду? 89% опрошенных ответили на него положительно. Следовательно, деятельность по эстетическому развитию незрячих вносит большой вклад в решение двух главных задач, стоящих перед организациями инвалидов по зрению – их реабилитации и интеграции в общество.

А.С. Майданов.

ДАЛЕЕ

СОДЕРЖАНИЕ