СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Возрождение необходимо нам всем

Выставка работ слепых художников была открыта в ноябре в Ленинградской академии художеств, а в декабре экспонировалась в Москве. Творчество этих людей отмечено особым знаком: они не видят мир, своих произведений, и потому не могут оценить их. Казалось бы, это- еще один повод поговорить о милосердии, сострадании чужому горю, внимании к ущемленному. Но на этот раз хочеться сказать об обратном- о том примере мужества, который подают нам эти люди своим творчеством.

Позади праздник Рождества. Каждый из нас - верующих, и, в основном, атеистов, по-своему воспринимает его. Однако все мы сегодня едины в одном: Рождество, или, точнее, Возрождение- то, что наиболее необходимо сейчас нашей измученной, истерзанной, упавшей духом стране. Рождество во всех сферах жизни- общественной, политической, экономической, научной, культурной. Рождество- возвращение в русло общемировой, общечеловеческой культуры.

Именно на это была направлена акция по спасению Петербурга-Ленинграда - международный телемарафон "Возрождение", который проходил в ночь с 6 на 7 января 1991 года в Мариинском (Кировском) театре.

Именно об этом - наш рассказ о творчестве слепых художников, нашедших дорогу к своему Рождеству...

-...Я завидую своей дочери, что она - художник, - сказал отец слепой девушки.- Лариса потеряла зрение, когда ей было 8 лет. Ребенок должен был развиваться, расти: я старался, чтобы она читала настоящую литературу, ходила в театры на хорошие спектакли. Но вот 8 лет назад мы узнали, что есть в Ленинграде художник-педагог, который обучает изобразительному творчеству, скульптуре незрячих детей. Мы пришли сюда, при Дворце культуры им. Шелгунова- к Юрию Алексеевичу Нашивочникову. Сначала- просто для того, чтобы найти занятие, с пользой провести время. Теперь, когда Лариса достигла определенных результатов, у нее стали появляться творческие задачи, и- смысл самих занятий стал уже иным...

"Я хочу рисовать..."

"Полдень". "Полночь". "Засохшее дерево". "Осень". "Цветы". "Дерево". "Листик". "Цапля". "Стада". "Дым".- Эти работы по фольге, а также рисунки и скульптуру Ларисы Павловой вы могли увидеть на выставке в Академии художеств. Лариса - член группы незрячих художников "По", названной так в честь слепого московского скульптора Лины По, творившей в 30-40-е годы. Членами этой группы являются также Анатолий Кончаков, Тая Марина и Евгения Фомина.

Анатолий Кончаков занимается преимущественно скульптурой: тематика его работ из гипса, датированных нынешним годом, в основном, религиозная - "Ангел", "Христос", "Апостол". Не видящая с рождения Евгения Фомина предпочитает работать с латунью, на фольге: "Портрет поэта", "Портрет хирурга". Но особенно изысканны формы у скульптур и экспрессивны краски на рисунках Таи Мариной, которая также не видит с рождения.

Странное чувство овладевает тобой, когда ты вглядываешься в эти работы: будто погружаешься в мир детских ощущений - когда он представлялся объемным, полным чистых звуков и красок, взаимосвязанных и цельных в своей полноте. Будь то огненно-рыжий изящный жеребенок Т.Мариной, или философски-углубленный, мудрый "Апостол" А.Кончакова. Или легкие, воздушные цветы, птицы и деревья Л.Павловой. Целостное и гармоничное "видение" мира, жизни- вот, пожалуй, отличительное и самое важное свойство творчества всех четырех художников...

Видение? Да, именно видение, и подтверждение тому - слова Ларисы Павловой:

- Сюжеты своих рисунков, скульптур из книг я беру очень редко. Обычно придумываю сама, вернее, я все время вижу их внутри себя. Живу в мире этих образов, и мне очень хочется их нарисовать...

Раньше я нигде не рисовала, а когда попала в эту студию, это пришло как-то само собой. Здесь интересная обстановка, и мне тут очень нравится. Юрий Алексеевич, наш учитель,- сам по себе интересен: когда я сюда пришла, он сказал: "Будем заниматься всем, чем угодно - хочешь, будем в жмурки играть?"...

И Лариса засмеялась...

"Я передал им секреты..."

- Cо слепыми детьми я начал заниматься в 1961 году,- рассказывает Юрий Алексеевич Нашивочников.- Немного раньше попался мне журнал "Курьер Юнеско", в котором была статья об опыте учительницы ваяния Калифорнийского художественного училища: она обучала лепке слепых детей и взрослых. Там были фотографии их работ, которые меня поразили: в них были все признаки великого искусства- экспрессия, совершенная композиция, одухотворенность. Я побежал в Ленинградское общество слепых и попросил дать мне группу. Они удивились: ведь никогда не лепили у нас. Но я их все же убедил (время такое было): что в нашей стране человек - это звучит гордо, что мы их и по этому, и по тому, и по спутникам перегнали, а я хочу вот и по этому перегнать- это, наверно, больше всего подействовало. Но все равно сказали: мы еще подумаем, а вы зайдите попозже... Потом все-таки направили в Ленинградскую школу-интернат для слепых детей: попробуйте на общественных началах, а там видно будет.

Что послужило внутренним толчком? Просто "эгоистическое" стремление- научиться понимать, разобраться в том, что такое искусство, расскрыть глаза. Да и потом, уж очень необычное это было явление, возбуждало особый интерес. Я к тому времени закончил скульптурный факультет Академии художеств, пробовлялся случайными заработками, был кондидатом в Союз художников. Некоторые из моих сокурсников сразу в партию вступили, имели заказы, а у меня заказов не было, и я 3 года сидел на шее родителей. Потом начал преподавать в ЛИТИ и одновременно занимался со слепыми детьми, стал писать диссертацию об их творчестве.

В юности, когда Юрий Алексеевич только начинал заниматься живописью он повстречал своего Учителя. Художественная школа, в которой он учился, находилась рядом с Дворцом культуры им. Капранова, где в 1936 году преподавал живопись Осип Абрамович Сидлин.

- Работали мы нетрадиционно, можно сказать, в подполье, - рассказывает Юрий Алексеевич.- На выставке, напоказ, делали одно, а трудились совсем над другим. Сидлин подходил к живописи как ученый, он шел от старых мастеров - Веласкеса, Тициана, Рембрандта. Заставлял нас вглядываться, вслушиваться в темноту Рембрандта, в которой- большая мудрость, сосредоточенность, глубина, одухотворенность. Задавал всевозможные упражнения: например, на разработку зеленой гаммы. Все это было диким для тогдашней официальной педагогики, которая учила, в духе социалистического реализма,- лишь внешнему подражанию, буквальному воспроизведению формы. Поэтому студию Сидлина, где бы она ни создавалась, всегда разгоняли.

Однако время рассудило по-своему, и сегодня на весь мир известными стали ученики О.Сидлина - Басин, Горюнов, И.Иванов. В их творчестве развивается и продолжает свое существование школа Сидлина.

Юрий Алексеевич Нашивочников передал секреты этой школы своим слепым ученикам. И сделать это было, как он утверждает, совсем несложно, поскольку сама природа поставила их в такие условия, что они вынуждены "видеть" широко, "видеть" одновременно все детали- для того, чтобы сразу сориентироваться в ситуации. В такие условия- что, прежде чем изображать, они должны полностью выстроить композицию- замысел должен стать замыслом до конца. И потому их произведения столь лаконичны и монументальны. Мы же, зрячие, нашим сфокусированным зрением чаще просто "фотографируем" увиденное, видим избирательно.

- В принципе, никакой разницы между слепым и зрячим не может быть и нет,- считает Юрий Алексеевич.- Слепой, находясь в среде зрячих, по их рассказам представляет себе окружающее, эти сведения он черпает из литературы, музыки, а также ощупывая различные предметы. И в смысле возможностей в искусстве все решает педагогика, правильное воспитание, способное уровнять возможности слепого и зрячего. Я не согласен с точкой зрения, что слепые художники обладают каким-то мистическим даром- нет, они такие же люди, как и мы.

Юрий Алексеевич разработал несколько технических способов обучения слепых рисованию. Это и специальная палитра, помогающая ориентироваться во всем разнообразии цветовых оттенков, и рельефное рисование на листе бумаги, под которой подкладывается клиенка, рисование иглой на медной пластинке, фольге, картоне, и много других.

Работы его учеников экспонировались на внутригородских, всесоюзных, международных выставках, поощрялись грамматами и дипломами. Дети вырастали, менялось их отношение к жизни, творчеству- некоторые уходили, другие оставались и продолжали рисовать, лепить. Те, которые не мыслят себя без этого, и объединились в эту группу - под именем Лины По.

...Работы этих художников сочетают в себе непосредственность и монументальность. Они как будто видят весь мир одновременно в каждой клеточке его существования- видят чисто, незамутненно. А как не хватает сегодня, в наше смутное время, многим из нас именно такой ясности внутреннего зрения!..

Выставка слепых художников - это прежде всего упрек нам, здоровым. Упрек- нашей озлобленности, подавленности, вялости и ленности, нашей безкрылости. Какое имеем право мы опускать руки, если даже эти люди, лишенные солнца, мира со всеми его красками, нашли в себе мужество не отчаяться, не опуститься до бессильной злобы, ненависти ко всему сущему, к людям, судьба которых окзалось счастливее их собственной- к нам с вами?..

А еще эта выставка- напоминание о том, что светлое - рядом. Просто мы ничего не знаем о нем. Надо только обладать мужеством видеть его. Давайте учиться этому у слепых художников.

Ф. Николаева
Советская звезда №1 (2546)
Четверг, 17 января 1991 года.