СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Удивительные рисунки

КОГДА мне сказали, что дети, полностью потерявшие зрение или даже не видящие от рождения, умеют рисовать, я никак не могла поверить. Как это так? Попробуй-ка нарисовать то, чего никогда не видел!

Понятно, с каким интересом поехала я в специальную школу-интернат на Охту. Большое новое здание. В вечерних сумерках светящиеся окна сливаются в сплошные голубоватые ленты. Вхожу. Тишина. Ученики сидят в классах и готовят уроки. Ничем, кажется, этот интернат не отличается от других. Только приглядевшись, как ребята занимаются, замечаешь: чуткие пальцы быстро бегают по едва заметным бугоркам букв. Книги специальные, очень большие. Буквы в них состоят из выпуклых точек. Писать приходится прокалывая бумагу инструментом, отдалённо напоминающим шило.

Всё это мне понятно, но рисунки?!

Рисунков передо мной навалили целую гору, - за сутки не пересмотришь. И ещё рассказали, что есть большие картины и аппликации... Мы отобрали для журнала линогравюры, - они особенно хорошо выходят в печати. Вот забавный зайчишка среди заснеженных ёлок. Деревце, трепещущее на ветру. Вот грузинка, которая зовёт кого-то ночью в горах... Это рисунки Тамары Куренковой, ученицы 8-го класса. Уже 7 лет. как она потеряла зрение. На этой же странице помещены рисунки её одноклассницы - Жени Павловой, которая не видит от рождения. А посмотрите-ка: дом, солнце, гора, а на горе коза, готовая спрыгнуть с кручи! Пейзажи с деревьями, холмами и птицами...

Авторы этих рисунков занимаются в художественном кружке интерната уже три года, со дня его основания. Первый год занимались только лепкой, затем рисунком, живописью, а в конце прошлого года стали осваивать линогравюру. Руководитель кружка Юрий Алексеевич Нашивочников очень любит своих питомцев и готов рассказывать о них бесконечно.

— Покажите же их скорее!

И вот передо мной Тамара и Женя. Обе они начали рисовать рано, ещё до школы. Для Жени, которая никогда не видела, сначала это была просто игра. Маленькой девочкой она часто пристраивалась за стол к братишке и сестрёнке, когда те рисовали. А они очень любили это занятие. Давали и Жене карандаш и бумагу. Добродушно смеясь над её неудачами, рассказывали, как всё выглядит: и дом, и забор, и дерево, и даже солнце, - разве его потрогаешь, чтобы узнать, какое? Выслушав "критику", весёлая толстушка Женя морщила задорный нос и начинала рисовать снова. Приходя из леса, старалась изобразить ягоды, которые сама собирала, грибы, листья и травы...

Тамара Куренкова на год старше Жени, и судьба её сложилась иначе. До семи лет она с удовольствием, как все дети, рисовала цветочки, домики и толстоногих неуклюжих человечков. Тяжёлая болезнь лишила её зрения, но любовь к рисованию осталась, остались и яркие зрительные воспоминания, сказочно-прекрасные... Любимые сюжеты её рисунков - сказки, и среди них чаще всего повторяется волшебница в звездном плаще. Вторая излюбленная фигура - гимнастка. Тамара занимается в секции художественной гимнастики, и те движения, которые она выполняет на занятиях, ей чаще всего удаётся передать в своих рисунках. И вот что удивительно: те рисунки, которые Тамара делала, когда видела, куда менее выразительны, чем теперешние.

Рисовать, не видя, конечно, очень трудно. Тамара показывает клееночку, которую она подкладывает левой стороной под рисунок, чтобы, когда ведёшь по бумаге карандашом, на ней оставался рельефный след. Он хорошо прощупывается, если перевернуть лист. Можно рисовать и специальными восковыми мелками. Они также оставляют хорошо ощутимый след. Существует целая система рисования вслепую - тифлотехника.

Может быть, найдутся люди, которые скажут, что нет смысла затрачивать столько труда на рисование, если даже не сможешь полюбоваться собственным произведением. Тамара, Женя и их товарищи по кружку убедительно доказывают обратное результатами своей работы. Ведь результаты - это не только отобранные для выставки рисунки. Главное, что у человека развивается наблюдательность и воображение. Рисуя, Тамара Куренкова старается до мельчайших подробностей вспомнить всё когда-то виденное. Ей очень важно не забыть ничего. Читая книгу, Тамара обогащает свои зрительные представления, а когда старается нарисовать то, о чём прочла, воображение разыгрывается, и прочитанное становится яснее, понятнее. Тамара сделала даже целый альбом портретов. Хотя лица плоские, без теней, Тамаре удаётся сделать их разными, даже показать характеры изображённых людей: здесь и толстая смешливая девочка с кудряшками, и хмурый старик, и турист, и весёлая балерина.

Женя Павлова, у которой зрительных воспоминаний нет, рисуя, учится представлять себе, как выглядит окружающий мир. Взять хотя бы собаку. Она ласковая, лохматая. Её можно услышать издалека. Её можно позвать: "Джек!" - и она прибежит, постукивая коготками, и уткнётся в тебя мокрым носом. И всё-таки-какая она? На листках у Жени десятки вариантов собаки. И последние из них - вполне удачные. Упорная она, эта Женя. Все годы учёбы- отличница. И в её школьных успехах рисование сыграло не последнюю роль. Рисование и чтение. Они у Жени связаны неразрывно.

Женя любит поэзию. Любит стихи Есенина:

Я снова здесь в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Чувствуя в этих стихах прелесть и красоту родной природы, Женя страстно хочет представить себе всё это, увидеть в своём воображении. На её рисунках появляется и дом, и всклокоченное небо, и гора, на которую взбежала коза...

Теперь становится понятно, какое огромное значение имеют для девочки рисунки, которых она не видит. Рисование помогает Тамаре и Жене, как и другим воспитанникам интерната, наперекор нелёгкой судьбе познать, увидеть наш прекрасный мир.

Г. Сперанская
Искорка №12. Декабрь 1965 г.