Слепой художник

Как я рисую

Часто спрашивают как я рисую? С чего начинаю? Знаю ли заранее что буду рисовать, и во всех ли деталях? Как я выбираю цвет? И многие другие вопросы.

Достаточно сложно ответить как я рисую. Иногда, особенно раньше я сначала придумывала сюжет, а затем пыталась его нарисовать. У меня не очень хорошая координация движений, и часто я провожу линию не совсем точно или не совсем там, где нужно. Поэтому я редко и то только в последнее время стала рисовать линейные рисунки. Чаще я предпочитаю рисовать пятнами. Сначала контур предмета, а затем его закрашиваю, что часто помогает подкорректировать неудачную линию, и деффект исчезает. И соответственно, необдуманная линия вносит свои коррективы в работу. Мне уже приходится несколько иначе располагать другие предметы, чтобы все в целом смотрелось связано и красиво.

Но в последнее время чаще всего, садясь рисовать, я не задумываюсь над тем, что хочу изобразить, а стараюсь прислушаться к своему сердцу. И именно на этом построена основа моей работы - слушать себя, слушать свое сердце, свой внутренний голос. Прислушившись, я чувствую, что хочу нарисовать в этом месте листочек, или веточку со цветком или животное... Прислушившись, я чувствую, что хочу взять красный, желтый или фиолетовый цвет. А может хочу взять два цвета в той или иной пропорции, если это пластилин, и смешать их. Сначала смесь цветов, а я люблю делать все со вкусом, размахом и от души, давали исключительно серый, черный или коричневый цвета, что очень меня огорчало, так как я люблю яркие краски. Но позже опытным путем, мне рассказывали, какого цвета у меня получился рисунок, я поняла смешивание каких цветов дает тот или иной оттенок.

Расчитать все оттенки до мелочи я, конечно, не могу, но общее представление теперь имею. И никогда не слушаю совета, что и каким цветом мне нарисовать. Я вообще предпочитаю рисовать в одиночестве. Все цвета разложены у меня в коробочках в определенном порядке и подписаны. Люблю слушать книги, когда рисую. Могу рисовать и в обществе кого-нибудь, даже разговаривая. Но что жестко необходимо для хорошей и приятной работы, так это, чтобы на душе было спокойно, и все мои чувства сосредотачивались бы на рисунке.

В детстве и юности я мало задумывалась о цвете, а в большей степени использовала те способы рисования, которые не требовали цвета, но были бы богаты фактурно, как например, тиснение по фольге. И тогда же я постоянно пользовалась рельефными картинками с животными, которые сделал мне папа, купив стандартный набор и проколов по контурам иголочкой. Таким образом мои животные были раньше гораздо похожи на каких-то конкретных зверей, чем сейчас. И, рассматривая свою фольгу теперь, я удивляюсь насколько кропотливую и мелкую работу я выполняла, если судить по фактурному разнообразию и богатству. Ребенком меня устраивал небольшой формат, пальчики были тоненькими, и я легко ориентировалась и на маленьком пространстве листа. Но сейчас часто предпочитаю большие форматы, хотя многое зависит от настроения. И это только мои пристрастия, каждый выбирает тот формат, который будет удобен для него. Но все-таки без зрения сложно выполнять мелкую работу.

Как я уже написала, сейчас мои животные более абстрактны, для меня перестало иметь значение физическое сходство. Гораздо больше меня интересует передать свое настроение, свои впечатления, переживания и чувства. И, наверное, именно по этому в настоящее время я предпочитаю рисовать цветным пластилином. Странно, но в детстве я наотрез отказалась работать в этой технике, но сейчас это мой любимый способ. Сначала мне просто хотелось показать наглядно все возможные способы, а затем теплый живой пластилин оказался таким близким и понятным, что из всех методик именно эта мне наиболее близка. И неожиданно я почувствовала, что хочу работать именно с цветом, что именно цветом могу передать ту гамму чувств, которую переживаю.

Часто, особенно незрячие люди, выражают сомнения, что без зрения, тем более когда не видел совсем, невозможно рисовать цветные картины. Это неправда! Душа сама почувствует какой цвет ей нужен в тот или иной момент для выражения тех или иных чувств. И надо сказать, что, почти, все мои работы безупречны в цветовом решении, даже когда я беру те цвета, которые не сочетаются по правилам живописи. С возрастом пришло раскрепощение, а свободное рисование, возможно, еще более этому способствовало. Таким образом у меня на рисунках и больших картинах можно увидеть разноцветную белку, фиолетового медведя или совсем неведомую зверушку...

Некоторые художники рассказывают, что сюжеты им снятся по ночам, а днем они их переносят на бумагу или другой материал. У меня тоже был такой период, когда по ночам я видела яркие картинки, хотя сны у меня обычно бледные. Но донести до бумаги я свои сновидения никогда не успевала. Даже за достаточно непродолжительное время, пока устраивалась за рабочим местом, успевала пережить приснившийся сюжет, и рисовать его мне уже не хотелось.

Лишь однажды мой сон воплотился в картине, при том самым неожиданным образом. Мне приснился пролив и две горы, на правой из них росло какое-то растение, подробностей я сейчас не помню. Но когда я проснулась, то не могла понять что и какого цвета было. Мне стало интересно, и только ради этого интереса я стала эксперементировать, пытаясь сделать несколько похожих сюжетно рисунков, но разных цветов. И почему-то мне хотелось нарисовать на другой, левой, горе животное похожее на тигра. Поигравшись с этой темой, я быстро об этом забыла. Но прошел месяц или два, и мы стали пробовать способ рисования на ткани черным карандашом.

Это был уже третий или четвертый рисунок, если слово рисунок можно употребить к формату 60 на 80 см. И только заканчивая работу, я вдруг поняла, что это тот самый пролив из моего сна. И работа получилась черно-белая, и были две горы, а на правой был изображен какой-то цветок. Да и на левой горе не было никакого животного. Кто-то, может, был бы этим шокирован, кто-то удивлен, а мне и сейчас смешно, какие вещи иногда с нами происходят.

Был у меня и другой случай, когда чисто случайно и метафорически я неожиданно для самой себя изобразила что со мной происходило в тот момент. Это было настолько, казалось бы, случайно, если бы я верила в случайности, что не могу об этом не упомянуть. И получилось только потому, что остался смешанный кусочек пластилина, который мне не хотелось оставлять, так как он не только валялся бы на столе и мешал, но я просто забыла бы какого он цвета. И только благодаря этой случайности дорисовала самую малость, которая всей работе придала законченный вид событий происходящих со мной на тот момент.

Период сновидений с яркими рисунками быстро прошел, думаю потому, что я не использовала его, как многие другие художники. Но иногда бывает, даже сейчас, что мне очень хочется изобразить какой-то конкретный сюжет. Бывает, что нет возможности сразу сесть за работу, но желание не проходит, сюжет рвется на картон, так как чаще это пластилиновые работы. И часто в таких случаях я знаю что не усну, пока не нарисую работу. Кстати, и обычно я стараюсь закончить работу в один день, что называется на едином дыхании, пока свежи переживания и впечатления. Растягивая работу на несколько дней я теряю к ней интерес, и, как правило, бросаю ее незаконченной.

Рисование как исповедь