Слепой художник

Слабости и сила в изобразительном творчестве незрячих

Понимаю, что распространенное мнение об изобразительном творчестве людей без зрения, это - как им бедным должно быть тяжело... Наверное, тут есть разные взгляды, кто-то считает, что это вообще не возможно, кто-то скажет, что если слепой нарисует хотя бы какие-нибудь каракули, то и это уже прекрасно, а кто-то просто скажет, что слепой не сможет нарисовать, как зрячий. И последние будут ближе к истине. Мы, действительно, не можем нарисовать, как зрячие, но мы можем нарисовать по-своему, что не будет хуже, а просто будет иначе.

Многие потерявшие зрение художники, да и просто люди уже во взрослом возрасте, когда сложились представления не только об окружающем мире, но и о том, как пишут свои творения другие мастера или как писали они сами, стремятся подражать, идти проторенной зрячими художниками дорогой, искать стандартные решения проблемы. Но с людьми или тем более с детьми рано потерявшими зрение или родившимися без него сложно, практически невозможно, идти этим путем. Самая большая ошибка незрячих, что часто мы пытаемся оглядываться на зрячих художников, пытаться перенять их манеру изображения, их сюжеты и так далее. Но это не только бессмысленно, но в какой-то степени даже преступно по отношению и к себе, и еще более к искусству. Незрячие люди могут и должны найти свои пути выражения. И самое сложное - технические приемы - уже придуманы. Возможно можно и нужно разработать какие-то особенности в изобразительном творчестве незрячих, особенно методики преподавания. Но главное дать каждому незрячему ребенку или художнику помочь найти свой единственный путь, свою индивидуальность.

Конечно, стоит сказать, что незрячим людям, а в первую очередь я говорю о тех, кто не видел никогда или рано потерял зрение, в чем-то, безусловно, сложнее рисовать, чем зрячим людям. Хотя бы потому, что часто приходится искать свои способы, как нарисовать тот или иной предмет, как объемное изображение будет смотреться на плоскости, ведь мы не можем использовать светотени. Но это же самое является, как слабой, так и сильной стороной вопроса, так как не зная готовых ответов ребенок или взрослый художник вынужден искать свои формы выражения, свой индивидуальный путь. Мы не можем увидеть как рисуют другие художники, казалось бы, это должно нас очень обеднять... И в какой-то степени это, действительно, так. Но это же гораздо больше помогает нам не скатиться на уровень подражания и копиистики, но быть самобытными, своеобразными с ярко выраженной творческой индивидуальностью художниками. Мы не можем использовать многие приемы, которыми пользуются зрячие художники. Такие, как светотень, перспектива и другие. Мы можем рисовать только линиями и пятнами, даже представление о цвете у нас развито слабо или только чисто ассоциативно. Но это не мешает нам чувствовать глубоко сердцем и передавать свои впечатления, опираясь не на зрительные образы, а на внутренние переживания, что делает наши работы особенно трогательными, живыми, открытыми, искренними и непосредственными.

Итак, помимо естественных сложностей существует множество сильных сторон изобразительного творчества незрячих, своих достоинств. Таких, как ярко выраженная индивидуальность, непосредственность, искренность и открытость. Но есть и еще одно достоинство по сравнению со зрячими художниками, это целостность изображения. Нам сложно представить предмет во всех деталях, особенно если их много и они мелкие, поэтому получается само собой разумеющимся, что мы передаем образ в целом или тот сюжет, который себе представляем, изображая не отдельные предметы, а все целиком.

И я не очень удивлюсь, что когда изобразительное искусство незрячих начнет развиваться и становиться известным, то и зрячие художники возьмут многое себе на вооружение, особенно обучая художественному творчеству детей.

Как я рисую