Слепой художник

Мой путь или неожиданное открытие

Мне собственно нечего рассказывать о себе, разве что я обыкновенная простая русская девушка из Санкт-Петербурга. В 8 лет полностью потеряла зрение, и так как врачи помочь мне ничем не могли, мои родители все свои силы направили на мою реабелитацию. Что пригодится мне в жизни никто не знал, но пытались дать мне все, что только возможно, считая, что лишним никакие знания и умения не будут. Таким образом я в 8 или 9 лет оказалась в изо студии при доме культуры для незрячих и слабовидящих людей имени Шелгунова.

Надо бы написать, что руководил в то время этой студией Юрий Алексеевич Нашивочников, который и стал моим учителем рисования и лепки, который и сейчас продолжает меня консультировать, давать замечательные советы и радоваться за меня всей своей большой и чистой по-детски душой. Но мне в первую очередь вспоминается то, первое, занятие... Простой скромный человек, как я чувствовала с застенчивой улыбкой показывал мне работы других своих учеников, спрашивал хотела бы я тоже заниматься и чем удивил и развеселил меня и моего папу, так тем, что сказал, что заниматься мы здесь будем тем, чем захочу я, захочу в жмурки играть, будем играть в жмурки... тогда это показалось забавной шуткой, но на самом деле в этом весь Юрий Алексеевич.

Не буду рассказывать о разносторонних интересах и занятиях изостудии - мы лепили, рисовали, ходили на различные выставки, даже посещали старые кладбища, чтобы посмотреть чудесные решетки и, конечно, памятники, которые, по словам Юрия Алексеевича, являются настоящими шедеврами... Не буду рассказывать, что в изостудии был создан ансамбль импровизаторов, где каждый из участников сочинял музыку, не репетируя, а лишь прислушиваясь к своему сердцу...

Не буду рассказывать, что Юрий Алексеевич создал со зрячими своими учениками школу "Храмовая стена", куда пытается заманить сейчас и меня, но, забегая вперед, хочу сказать, что не смотря на мое уважение и любовь к Юрию Алексеевичу и к членам школы "Храмовая стена", и их доброту ко мне, предпочитаю не связывать себя никакими правилами и условностями. Кстати, совсем недавно Юрий Алексеевич создал школу "Космические миниатюры".

И если уж я стала рассказывать о моем незаурядном учителе то стоит сказать, что он является учеником таких мастеров, как Сидлин, Матвеев и другие... Что несколько работ Самого Юрия Алексеевича хранятся в Третьяковской галлерее на постоянной экспозиции, что он награжден какими-то наградами за вклад в искусство, но, к моему сожалению, не помню какими именно, знаю только, что одна из них международная награда имени Николая Рериха. Во время Великой Отечественной войны Юрий Алексеевич закончил военно-медицинскую академию, воевал и был ранен. Позже закончил Академию художеств имени Репина. Был кондидатом в сборную Ленинграда по футболу. Пишет стихи, сочиняет музыку, и в свое время играл вместе с Курехиным.

Но я отвлеклась. Мне только хотелось сказать, что на фоне всех своих разнообразных увлечений и более чем увлечений Юрий Алексеевич всегда предоставлял и предоставляет своим ученикам свободу для выражения собственной индивидуальности. Более мягкого и душевного человека сложно встретить. Он никогда не давил, не навязывал своей воли, Но мягко менял методики, если чувствовал, что кто-нибудь из учеников начинает зарисовываться. Я плохо помню занятия в изостудии в те годы. Помню только, что тихо и, почти, незаметно Юрий Алексеевич, даже не переходил, а, какбы, перебегал от одного ученика к другому, а ходило нас к нему очень много. Иногда молча посмотрит, иногда скажет: "Молодец! Работай дальше.", а иногда сделает какое-нибудь замечание. И это меня удивляет до сих пор - то, как Юрий Алексеевич умеет делать замечания...

Критика с его стороны воспринимается всегда, как похвала. Он обладает редким искусством показать ошибку человека, не только не затронув его чувств, но и дав ему понять, как здорово у него все получается. Даже был забавный эпизод на базе отдыха для незрячих, где вместе с родителями отдыхало и много зрячих детей. Когда Юрию Алексеевичу было поручено провести конкурс среди малышей на лучший рисунок. Первые места заняли все без исключения... Но для нас, незрячих его учеников, такая доброта воспринималась не совсем правильно.

Мы не замечали, как чутко и ненавязчиво Юрий Алексеевич учит нас понимать красоту, чувствовать композицию, гармонию мира, как он создает из нас настоящих художников, можно сказать равных зрячим художникам, хоть и отличающимися от них своим своеобразием и творческой индивидуальностью. Мы лишь считали, что по доброте своей Юрий Алексеевич нас хвалит безо всяких на то причин. И я не была исключением. В то время я считала, что может кто из незрячих на что хорошее в изобразительном творчестве и способен, но только не я. И так в течении десяти лет я просто была послушной, получающей удовольствие от процесса творчества, но равнодушной к результатам ученицей великого художника и талантливого преподавателя, и очень чуткого человека.

Закончив школу, я поступила в медицинское училище на массажиста в другом городе, и на этом мои занятия рисованием прекратились, почти, на десять лет. Возникли другие проблемы, другие интересы, да и не чувствовала я в себе творца, художника или человека просто способного на что-то хорошее. Да еще в это время, пока я училась массажу, Юрий Алексеевич уволился из изостудии. Так само собой я и забыла о рисовании.

Только через несколько лет у меня появилось первый раз желание рисовать. Сначала мне хотелось рисовать просто ручкой одного цвета, а позже мне купили набор цветных ручек, и я стала рисовать цветные, почти, детские картинки. Мне ничего не хотелось, я просто рисовала, сначала даже выбрасывая свои работы. Только позже украдкой я стала их складывать стопочкой в одно место. Затем женщина психолог попросила посмотреть мои работы, и была удивлена их жизнерадостностью, хотя период в тот момент я переживала сложный, и скорее она ожидала увидеть нечто мрачное.

Она показала работы еще кому-то, а мне потом передала похвальные отзывы. Вот тут и произошла первая перемена - я поверила, что мои работы хвалят от чистого сердца. Поверила, потому что сама чувствовала, что за внешней детскостью спрятано очень много, и что мне есть что сказать. Но прошло несколько месяцев, и мой порыв угас столь же неожиданно, как и появился.

Я снова не думала о рисовании, снова занималась другими вещами, снова переживала из-за других проблем. А переживать было из-за чего - я осталась без работы. Нет! Меня с удовольствием взяли бы работать массажистом, и подобную работу было бы найти не сложно. Но больше я не могла работать по данной специальности. Массажистом я больше не могла быть, и мне нужно было найти себя. Найти, не только ради материального обеспечения, но хотя бы ради собственной реализации, ради собственного самоуважения...

Мои мысли были далеко от изобразительного искусства, но чисто случайно мы с моей подругой сходили несколько раз на выставки, где она и ее подруги рассказывали мне, что изображено на картинах. И это оказалось настолько интересным!... Возможно, я представляла себе не совсем точно, что изображено на той или иной работе, но у меня складывалось собственное впечатление о работах того или иного мастера. Мне сложно описать, но это удивительное захватывающее дух чувство. Неожиданно изобразительное творчество оказалось мне близким и понятным...

Но и это было лишь подготовкой моей души, подготовкой к принятию дара - дара заниматься изобразительным искусством незрячих, распространением способов, при помощи которых каждый незрячий, даже родившийся незрячим ребенок, может не только рисовать, но и стать настоящим художником.

А окончательным пониманием задачи и нужности донести до зрячих и незрячих людей, до художников и преподавателей, до ученых и родителей незрячих детей возможность рисования для слепых пришла два года назад. Чисто случайно я сказала моей подруге, что рисую. И тут произошло столкновение удивлений, вспыхнула искра, и родилось пламя... Моя подруга удивилась, что я рисую, я удивилась, поняв, что об этом мало кто знает даже из незрячих...

И вот появилась идея сделать сайт с моими рисунками. Его можно посмотреть по адресу www.dorrit.nm.ru (сейчас сайт недоступен). Мы стали работать над сайтом. Как много людей помогало в его создании! Как много людей нам сочувствовало! Какими счастливыми мы себя чувствовали! Я вдруг обрела потеряннную землю... Вот он - остров обитованный... вот оно! То, что я искала несколько лет - дело для души. Не самое возможное для меня занятие в моем положении, а именно дело для души... Я, наконец-то нашла его! Наконец-то, оно было даровано мне... И вот теперь моя мечта, чтобы каждый незрячий малыш мог рисовать также, как любой зрячий его сверстник. Чтобы любой незрячий, если у него будет к этому склонность и желание, мог бы стать художником равным зрячим художникам...

Мы стали работать над сайтом, и сначала ничего особенного не хотели, как выложить несколько моих рисунков. Но сайт стал диктовать свои условия, показывать проблемы, наталкивать на что-то большее... Так я первый раз узнала, что Юрий Алексеевич стал заниматься изобразительным творчеством с незрячими не потому что так сложились обстоятельства, как я раньше думала. А его незаурядная натура не смогла остаться в стороне, и только поэтому он придумал столько простых и удобных способов рисования для незрячих.

А ведь я еще не сказала, что все способы рисования, которыми я пользуюсь и о которых рассказываю придуманы именно Нашивочниковым Юрием Алексеевичем. Придуманы, когда он по доброй воле, первые полгода на общественных началах, стал работать с незрячими детьми. А подвигло его на это статья в журнале "Курьер Юнеско" за 1959 год, где были размещены фотографии скульптур незрячих американцев. Эти фотографии настолько поразили Юрия Алексеевича, он в них увидел все, кроме фотографичности, что ему захотелось самому поучиться у незрячих.

Как бы это не звучало на первый взгляд абсурдно, но это было именно так. Юрий Алексеевич с трудом добился разрешения заниматься с незрячими детьми на общественных началах. И был безмерно счастлив этим. Приносил на себе через весь город глину, делал заготовки, раскрашивал камушки для мозаики. И только через полгода одна из комиссий обратила внимание на детское чудо, на работы малышей и труд их преподавателя. После чего работу этого незаурядного человека и энтуазиста признали официально. Так родились методики рисования для незрячих, о которых мы и хотели бы рассказать. А позже и появились настоящие художники среди незрячих людей.

Уже по тому, что я пишу, Вы можете судить, что мой взгляд на изобразительное творчество незрячих изменился коренным образом по сравнению с детским моим восприятием данной проблемы. Я поняла, что могу нарисовать не хуже многих художников, а может и лучше, что мне есть что сказать в своих, казалось бы, детских работах, что незрячие люди могут чувствовать и понимать красоту, композицию и даже сочетаемость цветов... А ведь в последнее время я люблю рисовать именно в цвете, так как мои возможности по сравнению со зрячими художниками ограничены, то свои эмоции, чувства и переживания я в большей степени могу передать именно цветом. И, почти, все мои работы безупречны в цветовом сочетании. А много ли у меня сохранилось образов и представлений с тех восьми лет, что я видела? Скажу честно, что очень немного.

Именно поэтому я утверждаю, что каждый незрячий имеет равные возможности стать художником, как и любой зрячий человек. Не буду говорить о реабелитационных возможностях рисования, что данный вид искусства, как и любой другой, способствует развитию ребенка, что учась ориентироваться на листе бумаги, малыш учиться ориентироваться лучше в пространстве, что окружающий его мир становится ярче и богаче, а жизнь радостнее и прекраснее... Скажу только, что было проведено исследование слепорожденного из Турции Эсрефа Армаганова http://medmoskva.ru/news/09512099.html, которое показало, что во время рисования им его мозг работает как мозг зрячего человека...

Ну а еще я хочу сказать, что за эти два года было проведено две мои персональные выставки в библиотеке Приморского района, Торжковская дом 11, Участвовала в совместной выставке со школой "Храмовая Стена" в Арт центре Пушкинская 10, на ежегодной выставке в Манеже, Дважды в Союзе художников. Что и в этом году приняли мои работы на выставку "Весь Питербург" в Манеже и на осеннюю выставку в Союзе художников России. Готовится выставка в декабре 2005 года в Суздальском доме культуры, а в январе 2006 года в Библиотеке на Богатырском проспекте.

Но отдельно хочется сказать, что когда первый раз папа относил мои работы на выставком в Манеж и Союз художников, он не говорил, что я не вижу, и особенно в Союзе художников мои работы вызвали не только положительный, но и бурный отклик, так как не только сюжет, но и методики оказались очень интересными, скорее даже оригинальными, и мои работы были приняты с большим удовольствием. Что подтолкнуло нас на следующий, может на первый взгляд, рискованный шаг - пробовать поступить в члены Союза художников России.

Не скрою, это вызвало много шума, так как по сути я - первый член Союза художников России без остатка зрения на секции графики. Только в начале двадцатого века была членом Союза художников Лина По - незрячий скульптор, потерявшая зрение в 35 лет и учившаяся еще когда видела у известных мастеров. Было много споров и сомнений, но добрых, чутких и отзывчивых людей, понявших, что для меня это не только момент самоутверждения, но и насущная необходимость, которая дает возможность показать людям, что и незрячий человек может быть художником, оказалось гораздо больше.

Да и другие художники просто морально не были готовы к тому, что человек без остатка зрения может создавать работы на уровне достойном настоящих художников. В результате дискуссии решили допустить меня на соискательства членства в Союзе художников на общих основаниях. И 2 марта 2005 года меня приняли в члены Союза художников России. После чего мне предложили позаниматься с незрячими малышами от пяти до семи лет. Занятий было немного, но они не только выявили трудности, но и показали, что незрячий ребенок, действительно, может рисовать, если с ним заниматься.

Но что удивило меня еще, так это то, что дважды за текущий год мне сказали, что мои радостные жизнеутверждающие работы очень нужны здоровым людям... А я сделала для себя открытие, что не самая реальная специальность, а лишь дело для души может принести настоящее счастье, и таким делом для меня стало изобразительное творчество Незрячих людей.

Автор способов рисования для незрячих