Слепой художник

Талант всегда зрячий

Лина По - Песнь ликования

В среду, 9 мая 1945 года, Лина Михайловна была на Красной площади... В этот день "увидела" свою новую скульптуру "Песнь ликования" - апофеоз победы советского народа в священной войне. Классически стройная фигура женщины со знаменем, устремленной вперед и вверх, победное ликование на ее лице символизируют радость свободного движения в будущее. В идейно-пластическом решении образа большую роль играет динамика. От развеваемых ветром волос взмывает волной полотнище знамени. На высшей точке волна замирает, и движение по древку передается фигуре, развернутой в пространстве. "Песнь ликования" Лина По мыслила в мраморе. Наряду с динамичностью выразительность скульптуры строится и на контрастности лепки. Фигура вылеплена гладко, как полированный мрамор, а знамя и основание - "под шубу". Контраст обработки поверхности подчеркивает гладкость кожи, налитую упругость форм. "Песнь ликования" объединила в себе темы вокала и хореографии, к которой снова вернулась Лина По.

Теперь в ее рабочем уголке заняла место танцующая негритянка, начатая еще в 1938 году. Причина большой длительности работы над этой скульптурой не только в том, что война отодвинула срок ее осуществления. Лина Михайловна недостаточно знала африканские танцы. И как художник, очень требовательный к себе, могла удовлетвориться только жизненной правдой, вложенной в произведение, а не подменой ее эффектной приблизительностью исполнения. И можно позавидовать упорству, с которым доводила замысел до конца. Снова и снова слушала негритянские ритмы, возвращалась к работе, консультировалась со скульпторами В. А. Ватагиным и Н. Б. Никогосяном... И вот в 1945 году "Негритянский танец" закончен. Работа вышла абсолютно жизненной, правдивой. В ней тема танца получила новое освещение в творчестве Лины По. Она показывает не грацию, не изящную пластику. Это какой-то первобытный танец, выраженный в неистовом движении.

Народная хореография все больше привлекает внимание скульптора.

Зимой 1946 года у нее ярко ожили зрительные представления об украинском танцевальном фольклоре. Она его знала еще в детстве и юности, когда жила в Екатеринославе и Харькове, в Киеве и Мариуполе. Возник замысел скульптуры "Гопак", который Лина Михайловна реализовала уже к весне этого года.

В центре композиции лихо отплясывают вприсядку два парубка. Им вторит солистка с широко распахнутыми руками. Это трио-пластический центр всей группы - справа и слева дополняют две пары подбоченившихся дивчин, танцующих в замедленном ритме. Костюмы, характер разнообразных движений, позы танцоров - все складывается в неповторимо национальный колорит танца. По легкости и свободе исполнения, юмору "Гопак" ассоциируется с ранними произведениями П. В. Гоголя.

Конец весны и начало лета 1946 года Лина Михайловна жила в непрерывном волнении: Московский Союз советских художников решил устроить выставку ее скульптуры, созданной за десять лет. К этому времени Лина По уже участвовала в двадцати крупнейших выставках. Но то были общие экспозиции, в которые входили немногие ее произведения. А персональная выставка, когда все внимание зрителя сосредоточено на творчестве одного художника, накладывает на него особую ответственность. Как примут зрители отдельные работы и творчество в целом? Нужно ли оно людям? Эти вопросы мучили скульптора. Они не оставили ее и 28 июня, когда в Центральном Доме работников искусств было тесно от пришедших на вернисаж.

Лину Михайловну поздравляли с большим творческим достижением художники, артисты, писатели, а она по-детски наивно, думая, что ей делают скидку спрашивала поздравителей: - Правда? Вам это нравится?..

Организаторы выставки - Московский Союз советских художников и Центральный Дом работников искусств СССР - определили продолжительность ее работы в двенадцать дней, но по многочисленным заявкам продлили этот срок. Выставка получила широкую прессу. Книга отзывов полна записями. Небезынтересно привести некоторые из них: "Дорогая Лина Михайловна! Ваши замечательные работы показывают не только высокое мастерство большого художника... Они имеют огромное воспитательное значение для всех работников искусств. Вот что значит внутренне воспринимать каждый образ, тонко ощущать все его особенности! Честь Вам и хвала! Вы пробуждаете энергию в людях Вашими созданиями.

Ваша душой Е. Турчанинова,
народная артистка СССР".

"Горячо приветствую дорогую Лину Михайловну, чутко понявшую и гениально выразившую душу танца. Солистка балета Большого театра, заслуженный деятель искусств А. Джури".

"Был и ушел восхищенный тем, что видел. Народный художник СССР Петр Кончаловский".

И словно подытоживая все отзывы, народный артист СССР С. Михоэлс записал: "Итак, талант всегда зрячий! С какой удивительной яркостью Вы это доказали! Какая поразительная сила зрения Вашего таланта..."

Успех выставки приносит Лине По уверенность в том, что ее творчество нужно людям. С душевным подъемом принимается она за осуществление новых замыслов. Этим же летом начинает работу над "Восточной сюитой" - одной из самых замечательных ее работ на тему хореографии.

Сюита включает в себя восемь однофигурных композиций-"Народный музыкант", "Башкирка", "Татарка", "Грузинка", "Казашка", "Узбечка", "Туркменка", "Монголка". Статуэтки не связаны единым плинтом. Каждая солирует и может быть показана отдельно. Но все вместе они образуют ансамбль. Из фигурок танцовщиц можно составлять различные "концертные" вариации.

С глубоким проникновением выражен характер танца каждого из семи народов Востока. Все танцовщицы типично национальны и в то же время портретно индивидуальны. В 1947 году Московский Союз советских писателей устроил в Доме литераторов выставку творчества Лины По, в экспозицию которой входила и "Восточная сюита". По поводу этого произведения артисты Большого Монгольского театра написали: "Мы, артисты Большого Монгольского театра, посетив Вашу выставку, были восхищены и получили самое большое удовольствие. Мы были удивлены, что в скульптуре можно так тонко... изобразить характеры, жесты, мысли. В "Восточной сюите" точно переданы характерные черты восточных народов.

В статуэтке "Монголка" мы увидели типичную нашу танцовщицу", "Гопак", "Восточная сюита" и затем две женские фигурки, исполняющие русский танец, были только частью задуманного скульптором обширного цикла "Танцы народов СССР".

Из произведений портретного жанра, созданных Линой Михайловной в последний период творчества, наиболее значительное-"Портрет А. П. Чехова". Лина По давно мечтала о воплощении образа любимого писателя, но "он долго не приходил" к ней. И вот летом 1945 года мысль о чеховском портрете настолько завладела скульптором, что все ее воображение, внутреннее зрение сфокусировались на предполагаемом образе. И, как нередко бывало у Лины По, этот образ, по ее словам, записанным поэтом А. М. Арго, пришел к ней ночью, во сне.

Она встала и начала неотрывно лепить, стремясь закончить портрет за один сеанс... Когда сопоставляешь "Чехова" с другими ее портретными работами, в частности, с "Пушкиным", не перестаешь удивляться тому, как умела Лина Михайловна использовать свои возможности, свой творческий метод.

"Пушкина" она могла лепить долго: у нее сохранились зрительные представления, полученные до потери зрения от иконографии поэта; кроме того, она контролировала ход работы осязанием маски. В результате портрет А. С. Пушкина довела до предела завершенности, но чувство меры, профессиональный такт не позволили ей перейти черту законченности, за которой работа теряет артистизм и кажется вымученной.

О Чехове скульптор располагала гораздо меньшими зрительными впечатлениями, не было у нее и маски писателя. Увиденный в воображении портрет его она должна была "моментально перевести" в глину, чтобы он не исчез из ее "поля зрения". Поэтому, при очевидной глубине раскрытия образа Антона Павловича, в портрете есть непосредственность и свежесть быстрого этюда с натуры, что обусловлено характером живописно-импрессионистической лепки. Произведение это еще до выхода на выставку получило высокую оценку О. Л. Книппер-Чеховой, литераторов Н. Д. Телешова и Т. Л. Щепкиной-Куперник, близко знавших А. П. Чехова. Почему так остро, своеобразно, не похоже на известные портреты трактованы Линой По "Чехов", "Пушкин", "Паганини"?... Ответ на этот вопрос дают особенности творческого процесса слепого скульптора, разумеется, - одаренного.

Зрячий скульптор при работе над историческим портретом в значительной мере связан с произведениями многих художников, преднамеренно или невольно соотносит с ними свою работу и нередко подпадает под их влияние. Только наиболее талантливый способен переплавить в своем сознании вереницу образцов и создать новый, неповторимо индивидуальный образ.

Слепой всегда как бы заново, первозданно творит образ. Обостренная же способность хранить и "видеть" прежние зрительные впечатления позволяет ему передавать портретное сходство. Ко времени создания "Чехова" Лина Михайловна обрела свое особое мастерство портретиста. Чрезвычайно развилось у нее воображение - до ощутимости, до реальности. Если в 1937 году, после прослушивания романа "Как закалялась сталь", восхищенная Николаем Островским, она говорила: "Я хочу вылепить его портрет. Это очень трудно. Я его никогда не видела, я не видела ни одного его фотоснимка. Боюсь, что мой "Островский" будет больше похож на символический образ, чем на подлинный портрет. Но это моя мечта. Порой мне кажется, что Николай Островский заходит в мою комнату и тихо присаживается на стул. Я начинаю его ощущать почти пластически. Я знаю, что раньше или позже я сделаю его портрет", - то в 40-х годах, без сомнения, она уже могла вылепить не символического "Николая Островского", а его реальный образ. Вылепить, даже не имея маски, а лишь по точному словесному описанию портрета писателя.

Начинает с маленького эскиза, в котором наметила композицию фигуры. Затем вылепила миниатюрный, портрет героини с выражением внутренней силы, уверенности и спокойствия на лице. Подготовительная работа над эскизом и портретом дали ей возможность успешно справиться с довольно большой по размерам скульптурой "Сталеварка"-первой из серии "Наша молодежь в труде". Скульптура цельно и четко построена. Девушка в спецовке, с закатанными до локтей рукавами, уверенно стоит на земле. Ее рука поднята вверх и вправо, голова дана в трехчетвертном повороте. "Сталеварка" словно приветствует трудовую победу. Естественна - спокойна и выразительна - ее поза, без какой бы то ни было аффектации. Произведение это и два последующих эскиза 1948 года - "Слава труду" и "Девушка у штурвала" - говорят о том, что Лина Михайловна смогла бы сделать интересную серию скульптур "Наша молодежь в труде".

В 1947 году Л. М. По задумывает ряд произведений о молодых современниках, пришедших на восстановление народного хозяйства. Тема эта для нее - новая и трудная: она требует точных наблюдений, которые необходимо синтезировать в типический образ... С творческой смелостью подошла Лина Михайловна к ее воплощению. Во время войны и в первые послевоенные годы женщины заменили мужчин на многих тяжелых участках в промышленности. В связи с этим Лина По решает создать образ девушки-сталевара.


Далее >>