Слепой художник

Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения

(Из опыта работы в школах для слепых и слабовидящих детей)

Сборник статей. Ленинградская городская библиотека для слепых. Ленинград, ул. Ленина. МОСКВА — 1989

В. ГУДОНИС, кандидат педагогических наук, Шяуляйский педагогический институт им. К. Прейкшаса, г. Шяуляй, Литовская ССР

Искусство и реабилитация незрячих

Искусство, являясь отражением действительности, раскрывает взгляд общества на отдельные его группы, прослойки и явления. Произведения искусства хорошо иллюстрируют отношение общества к незрячему, представляют нам сведения о роде его занятий и т. п. Анализ собранной нами коллекции репродукций и фотокопий, состоящей из более чем 300 работ художников разных эпох, позволяет эти произведения разделить по тематике на следующие группы:

  1. занятия незрячих;
  2. незрячий-нищий;
  3. персоналии;
  4. незрячий в мифах и легендах;
  5. незрячий как символ;
  6. разная тематика.

Коротко проанализируем некоторые из этих групп. Материал группы занятия незрячих представляет информацию о профессии, ремеслах незрячих людей в разное время. Самую большую группу художественных произведений из анализируемых нами работ составляет подтема незрячий-музыкант. Одним из первых известных нам художественных произведений по данной тематике является фрагмент росписи гробниц Нахт в Фивах. Этому произведению древнеегипетского искусства более 3000 лет. В одной части фрески изображен сидящий на полу незрячий, который поет, аккомпанируя себе на похожем на арфу инструменте. Его пение слушают сидящие рядом знатные египтянки. Шея незрячего музыканта украшена бусами. Экзотический сюжет фрески пронизан искренностью. Фреска свидетельствует о явном положительном отношении к незрячему. Чем вызвано такое отношение? Корни этого отношения следует искать в религии.

Мусульманская религия считала незрячих отмеченными богом. Как указывает В. А. Феоктистова, в мусульманских странах были популярны незрячие дервиши, которые понимали коран и умели его толковать народу. Положительное отношение мусульман к незрячим подтверждаюти другие исторические факты. В Египте в начале нашей эры жрецами была подготовлена программа помощи незрячим. На основе этой программы верующие были обязаны приносить пожертвования незрячим. В 970 году в Аль-Атаррком университете была подготовлена специальная программа для обучения незрячих. В этой программе, как указывает американский тифлолог Б. Киртлей, был предусмотрен 12-летний курс обучения. Всю учебную программу незрячие выучивали наизусть.

Выделяется группа картин, где слепые играют на гуслях и других инструментах (коклях, канклях).

Художники обращаются к старине. Латышский художник Я. Вренсенс примерно в третьем десятилетии нашего века создает картину, в. центре которой под священным дубом сидит слепой певец, и, аккомпанируя себе на коклях, поет. Его с уважением слушают люди. Русский художник В. М. Васнецов (1848—1926) в 1899 году создает полотно «Гусляры», на котором изображены трое слепых поющих музыкантов. Гусляры аккуратно одеты. Они сидят в рубленом доме и музицируют.

Гусляры. Васнецов

Совсем другой образ незрячего на рисунке голландского художника Рембрандта (1606—1669) «Слепой музыкант» (1631). Это старый, одетый в лохмотья, обросший человек со скрипкой в руках. Его ведет маленькая лохматая собачка. Образ странствующего музыканта вызывает жалость. Рембрандт писал слепого своего времени.

В Европе корни отношения к слепым следует искать опять же в религии. В раннем периоде христианства христиане поддерживали людей с физическими недостатками: их кормили, давали крышу и пр. Ранние христиане утверждали, что люди с увечьями через свои страдания приобретают положительные моральные качества.

В средневековье в сфере христианства установилось мнение, что слепота — это кара за грехи самих слепых или их предков. Это породило уже другое отношение к слепым и касалось слепых всех классов. В сущности общество рембрандтовского времени предоставило слепого самому себе. Не случайно у Рембрандта имеется огромное количество рисунков людей с разными увечьями и все они показаны нищими: оборванными, голодными, обездоленными.

Ремесла и занятия слепых нашли свое отражение в ряде картин разных художников. Полотно французского художника прошлого века Ф. Мене «Жернова» переносит в рабовладельческое общество, где голые незрячие рабы мужчины и женщины вращают огромные жернова. Имеются сведения, что в рабовладельческом обществе имели место случаи ослепления рабов, делающих несложную, физически тяжелую работу. Сидящих за веслами в галерах, крутящих жернова и т. п. ослепляли, чтобы рабы не сбегали и не восставали.

Пожалуй, самую большую группу в нашей коллекции составляет тема незрячего нищего. Тему незрячего нищего в своих работах раскрыли художники разных времен.

Несмотря на то, что организованное призрение слепых было начато в период раннего средневековья (IV—VII вв.), долгое время, вплоть до XX века, большинство незрячих было вынуждено нищенствовать. Например, И. Барчус, описывающий начало организованного движения в Литве, отмечает, что основную часть участников первого съезда незрячих Литвы в 1926 году составляли нищие.

Данные переписи населения, проведенной в 1935 году, свидетельствуют о том, что 41% слепых содержали родственники, 23% жили за счет своих семей, 16% — за счет подаяний, 6% содержало государство и лишь 2,5% зарабатывали на хлеб сами.

Образ нищего инвалида в искусстве реально отражает его положение в обществе и отношение общества к нему. Анализ данных картин свидетельствует о том, что инвалид по зрению в глазах общества — это несчастный, обездоленный человек. Множество художественных произведений по данной тематике, с одной стороны, информирует нас о положении слепых в разные периоды исторического развития, а с другой — укрепляет мнение о сугубо ограниченных возможностях незрячих даже в современном обществе.

Недостатки современной реабилитационной работы состоят в том, что эта деятельность ограничивается психологической, которая в основном решает вопросы выведения ослепшего из стрессового состояния, а также элементарной реабилитации и трудоустройства. В стороне остаются вопросы формирования у ослепших адекватных установок на саму реабилитацию, на отношение к себе (самооценку), к зрячим, к труду.

Р. Бандзявичене в своих работах установила, что большинство ослепших или не готовы к реабилитации, или не желают ее, так как у них уже сформировались определенные установки. А. Суславичюс, О. Джервис, 3.В. Кузмина, Т. Маевский, С. Райт, А. Гулек указывают, что для незрячих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Т. Маевский отмечает, что завышенная установка на отношение к себе у незрячих проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий. Такие слепые не считаются с вызванными инвалидностью трудностями и ограничениями, недостаточно критически оценивая свое положение. Так оценивают себя в основном слабовидящие, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими.

Завышенная самооценка слепого имеет отрицательные последствия. Когда человек со зрительным или другими дефектами берется за задачи, превосходящие его силы, он постепенно теряет уверенность в себе. В процессе реабилитации такие слепые склонны преувеличивать свои возможности. Они отвергают помощь других лиц. Реабилитационная работа с ними часто бывает очень трудной.

Недостаточная самооценка, так же как и преувеличенная, негативно влияет на результативность реабилитационной работы. В практике современной реабилитационной работы не осуществляется влияние на такие психические процессы слепых, как самооценка с целью формирования ее адекватности, что наносит определенный ущерб результатам реабилитационной работы. Ряд зарубежных авторов (Гехьман, Стюарт, Янсон, Менингер, Макгрегор и др.) негативное отношение к инвалидам пытаются объяснить такими несущественными причинами, как неприятной внешностью незрячих, чрезмерной психической нагрузкой общающихся с инвалидами, которая выражается в неприятных переживаниях, и другими причинами подобного рода.

Проведенное нами в Литовской ССР исследование с использованием анкеты «Незрячий среди зрячих», охватывающей широкий спектр вопросов о деятельности и возможностях инвалидов по зрению, показал абсолютную непросвещенность населения по данным вопросам. Такая неосведомленность создает благоприятные условия для появления стереотипных представлений о незрячих как о беспомощных людях с ограниченными возможностями. В нашей стране решены многие вопросы реабилитации незрячих: гарантированная социальная защита, правовая защита, экономическая поддержка. Но остается ряд нерешенных вопросов как в реабилитационной работе, так и в интеграции незрячих. Реабилитационная работа и интеграция незрячих могут быть эффективны только тогда, когда они направлены не только на инвалида, но и на общество, по крайней мере на ближайшее окружение незрячего. Самым большим парадоксом в процессе интеграции слепых является следующее: незрячих готовят к интеграции в обществе, но в то же время, как показали наши исследования, общество нравственно не готово принять инвалида. А. Суславичюс отмечает, что при восприятии слепым неблагоприятных установок зрячих у него может возникнуть острый конфликт.

Проявление социального стереотипа в оценке зрячими слепых сводится к тому, что суждения формируются на основе самого факта слепоты без использования какой-нибудь другой информации.

Общество необходимо специально готовить, формировать правильное представление о любом инвалиде и отношении к нему. Необходим процесс гуманизации общества. В настоящее время все необходимые политические предпосылки для процесса гуманизации общества имеются. Если недавно невозможно было освещать проблемы инвалидов по телевидению, в центральной прессе, то в настоящее время эти запреты сняты. Встает вопрос о необходимости создания рациональной и эффективной системы информации о возможностях и деятельности незрячих. Процесс реабилитации и интеграции незрячих успешным может быть лишь тогда, когда, с одной стороны, рационально будет готовиться инвалид, с другой — общество.

(В.А. Бельмер, учитель труда и рисования средней специальной школы-интерната № 2 для слабовидящих детей, Москва)

Внеклассное изобразительное творчество в школе для слабовидящих детей

Эстетическое воспитание в школе для слабовидящих детей идет по нескольким направлениям. Одно из них — урок изобразительного искусства — главное, но, как показывает опыт, к сожалению, не определяющее. Ограниченность во времени и несовершенство методических приемов не позволяют решать в полной мере поставленные задачи. Отсюда возрастающая роль внеклассных форм воспитания, одна из которых — кружок изобразительного искусства.

Занятия этого кружка дети ждут с нетерпением и радостью. Ожидание радости творческого труда, предвкушение удовольствия от встречи с чем-то очень увлекательным и интересным определяют психологический настрой занятий. И важно не обмануть этих ожиданий. Необходимо поддерживать этот настрой на протяжении целого ряда лет, ставя перед детьми задачи все более возрастающей сложности. Иначе приходит разочарование и потеря интереса.

Учителя, много лет проработавшие в школе, знают, что в младших классах в изокружке хотят заниматься почти все дети. Но известно также, что не все могут заниматься изобразительным творчеством. Со временем происходит естественный отсев. Став старше, некоторые дети уходят из кружка в силу появления новых интересов, новых увлечений и, самое главное, понимания своих возможностей. Но если в кружке существовал микроклимат творчества и товарищеского взаимопонимания, то в большинстве своем такие дети до конца с кружком не порывают. Они интересуются работами своих товарищей, участвуют в обсуждениях, охотно подключаются к выполнению отдельных заданий, если требуется и возможна их помощь.

Правильно ли, если учитель, зная о способностях и возможностях каждого ученика, все же берет его в кружок?

Ведь неудачи в процессе выполнения кружковых заданий могут подорвать веру в себя, вызвать негативное эмоциональное состояние. Такие ситуации возможны, и возникновение их закономерно. И все же вовлечение детей в изобразительную деятельность в целях эстетического воспитания способствует всестороннему развитию детей. Оно происходит в общем трудовом процессе, в общении с товарищами, в обсуждении работ и, наконец, просто в деловой творческой атмосфере. Все это вместе взятое не может не сказаться на нравственном, духовном становлении слабовидящего ребенка.

Опыт показывает, что такие дети сохраняют интерес к изобразительному творчеству на всю жизнь. Они более чутки к прекрасному и в искусстве, и в действительности.

Создание обстановки творчества и товарищеского взаимопонимания и взаимопомощи в условиях школы для слабовидящих детей является главным и определяющим в работе кружка.

Какое влияние оказывает на формирование личности слабовидящего ребенка его работа в кружке, к каким сдвигам в характере, в умственном, физическом, нравственном развитии оно приводит? Вот те вопросы, которые, как нам кажется, должны быть в поле зрения руководителя.

Не отбор самых способных и творчески одаренных детей, а охват как можно большего количества учеников, естественно, без насилия и принуждения в целях их воспитания средствами изобразительного искусства. Таким образом, развитие и совершенствование изобразительных навыков, любви к искусству, развитие творческих способностей, нравственное и трудовое воспитание органично сливаются в единый педагогический процесс и облекаются в интересную для ребенка форму.

Упоминание о трудовой воспитаний не случайно. Приходя на занятие кружка, дети, горя от нетерпения, часто спрашивают: «Что мы сегодня будем делать?» Этот вопрос, по нашему мнению, говорит о главном. Он выражает понимание того, что ребенок пришел заниматься делом, трудом особенным, очень специфичным, но делом, работой. В кружке ребенок развивается не только эстетически, но и приобретает определенные трудовые навыки, формирует свое отношение к труду: добросовестность, аккуратность, умение довести дело до конца.

Немаловажное значение при этом имеет общественное мнение. Оценка работы товарищами для подростка часто является определяющей. Стремление не уронить своего достоинства, проявить себя, показать, на что ты способен, — это могучие стимулы, помогающие учителю в формировании личности ученика, а следовательно, и будущего гражданина, члена нашего общества. «Кто бы мог подумать, что Иванов способен сделать такую вещь!» Это характерное восклицание говорит о том, как часто педагоги за неудачами в прохождении учебной программы или за нарушениями дисциплины не видят скрытых возможностей ученика, его творческого потенциала. И работа в кружке помогает ему проявить себя с этой, лучшей своей стороны, что позволяет и педагогу взглянуть на ученика по-другому, а ребенку облегчает формирование своих отношений с окружающими людьми. А ведь слабовидящему ребенку сделать это в силу целого ряда нарушений в работе различных функций гораздо труднее, чем его нормально видящему сверстнику.

Поэтому поднятие авторитета ребенка, развитие его самосознания и самоутверждения в коллективе — одна из самых ответственных сторон воспитательной работы, вообще, и работы кружка изобразительного искусства, в частности.

Занятия в кружке, продолжая работу, начатую на уроке, преследуют различные цели, главная из которых, по нашему мнению, — развитие образного мышления учащихся, т. е. одной из самых слабых сторон личностной характеристики слабовидящего.

Опыт показывает, что личности с развитой образностью мышления легче интегрироваться в обществе. Такие люди, какой бы работой они не занимались, становятся умелыми организаторами и передовиками производства, они более коммуникабельны. Нестандартность мышления помогает им найти оригинальные решения стоящих перед ними производственных задач.

Развить образное мышление на занятиях кружка изобразительного искусства помогает система различных видов работ. По нашим наблюдениям слабовидящие дети могут выполнять многие работы изобразительного характера в живописи и графике, лепке и декоративно-прикладной деятельности. Но достижение успеха возможно при выполнении следующих условий:

  • учета офтальмологических данных;
  • соответствующего тому выбора вида работы; систематичности занятий.

Так, дети, страдающие полной или частичной цветовой слепотой, испытывают затруднения при выполнении живописных работ, но прекрасно справляются с рисунком, выполненным, например, в технике линогравюры, или заданиями по лепке, где не требуется цветоразличение.

Еще одним, на наш взгляд, обязательным условием успешной работы кружка художественного творчества в условиях школы для слабовидящих детей является формирование групп для занятий по возрастному признаку, что позволяет проводить работу в полном соответствии с физиологическими и психическими особенностями детей. Кроме того, это облегчает планирование на дальнюю перспективу и на данное занятие и подбор видов работ с учетом офтальмологических характеристик детей.

Группы смешанного возрастного состава формируются в более старших классах (7—10-е классы), когда уменьшается количество детей, выразивших желание заниматься в кружке, и начинается процесс более углубленной, длительной творческой работы.

Определяющим направлением работы, по нашему мнению, должно быть знакомство с различными видами работы и художественными материалами, что расширяет представления детей и помогает в выборе наиболее понравившейся техники для исполнения своих замыслов.

Поэтому знакомые уже детям по урочным занятиям виды работы: натюрморт, рисование на темы, декоративно-прикладная деятельность — выполняются ими не только акварелью или гуашью, но и масляными или темперными красками, пастелью, сангиной, в технике линогравюры. Ученики работают с металлом, соломкой, тканью и другими материалами.

Увеличивается и количество времени, отводимого на выполнение той или иной работы: более сложные задания требуют и более длительного срока для своего исполнения. Появляется возможность провести более углубленную подготовку к выполнению задания. Сюда входит подбор материала, работа над эскизами, поиски композиционного и живописного решения.

Учащиеся старших классов, особенно мальчики, начинают интересоваться техникой, Им хочется попробовать свои силы в проектировании и изготовлении различного рода моделей машин и механизмов. Это стремление необходимо учитывать, проводя специальные занятия, посвященные художественному конструированию.

В отличие от урока, ребята могут не только нарисовать придуманную их фантазией машину, но и изготовить ее. Конечно, такая работа требует от ребенка более тщательного продумывания конструкции и ее согласования с внешним видом для придания модели законченного эстетического вида. Необходимы при этом и определенные трудовые навыки.

Таким образом, в процессе работы ребенок продумывает конструкцию и внешний вид модели; выполняет чертежи и рисунки изделия в натуральную величину; продумывает технологию изготовления и выполняет свой замысел в материале.

Одна из тем, позволяющая ребенку, на наш взгляд, раскрыть свои конструкторские и художественные способности,— проектирование и исполнение моделей спортивных автомобилей («Формула I», «Багги» и т. п.). Кузов автомобиля может быть изготовлен из металла, пластмассы и папье-маше, а поверхность раскрашивается масляными или эмалевыми красками.

Выбор темы определяется следующими причинами:

  • любовью детей к спортивным автомобилям;
  • сравнительной простотой конструкции, позволяющей достичь поставленной цели;
  • разнообразием форм и окраски, предоставляющим большие возможности для проявления творческой фантазии;
  • разнообразием видов деятельности.

Для слабовидящих детей такие задания имеют и особое познавательное значение, поскольку позволяют не умозрительно, а чувственным путем глубже понять связь между конструкцией и формой предмета, уловить так необходимое в дизайне равновесие между функциональной целесообразностью конструкции и ее внешним оформлением, создающим художественный образ изделия.

Работа и общение с товарищами способствуют и активному обогащению и расширению словаря учащихся за счет новых технических терминов и названий материалов.

Планируя работу кружка, необходимо учитывать и интересы девочек. Они более склонны к живописной, графической и декоративно-прикладной деятельности, поэтому для них планируется изготовление различных панно из соломки, кусочков ткани, меха и других материалов.

В целом на всех ступенях обучения обязательные задания чередуются с работами по желанию.

Интересным видом работы, требующим коллективных усилий и разносторонних знаний и навыков, является изготовление макетов. Они предназначены для оформления кабинетов и общешкольных экспозиций.

В процессе работы над ними детям приходится изготовлять детали предметного плана, лепить рельеф или создавать интерьер, выполнять живописные работы. И все это делается по законам линейной и воздушной перспективы с учетом всех изменений и искажений в форме предметов для придания иллюзии глубины и пространства.

Для слабовидящих детей эта работа имеет значение и в плане развития изобразительных способностей, навыков, в плане формирования глубинного зрения, более четкого и осмысленного понимания законов перспективы. Выполнение таких заданий, требующих коллективных усилий и зависящих от хорошей работы каждого члена творческой группы, помогает слабовидящему ребенку формировать чувства коллективизма, ответственности за сделанную работу, товарищеской взаимопомощи.

Чтобы показать, насколько разнообразна работа при макетировании, можно перечислить ее виды, выполненные учащимися школы-интерната № 2 для слабовидящих детей Москвы при изготовлении макета-диарамы «Курская битва. Бой под Прохоровкой. 1943 г.» для музея Боевой славы:

  1. изготовление моделей танков, самоходных орудий различных типов;
  2. лепка и роспись фигурок лошадей;
  3. лепка рельефа местности;
  4. изготовление растительного покрова местности;
  5. живописные работы над предметным планом;
  6. живописные работы на диараме (задний план диарамы);
  7. электротехнические работы по конструированию и изготовлению цветосветового оформления;
  8. столярные работы по изготовлению футляра;
  9. монтажные работы.

В подготовительный период, в стадии проектирования и разработки, и затем уже в процессе изготовления дети с большим интересом знакомятся с различными материалами.

Таким образом, идет активное умственное развитие слабовидящих детей, расширяется кругозор, углубляются знания по истории, литературе, географии, физике и другим предметам.

Ребята учатся работать с различного рода документальными источниками (фотографиями, картами, литературными описаниями и т. п.), развивая при этом образное мышление и творческое воображение.

Огромное воспитательное значение имеет непосредственное общение с участниками тех или иных изображаемых событий. Их рассказы и воспоминания воплощаются не только в макетах-диарамах, но и тематических сюжетных композициях в живописи, графике, скульптуре.

Так, на основе рассказа члена Всероссийского общества слепых Н. Н. Платицына был создан макет «Бой у д. Кшентицы», за участие в котором он получил звание Героя Советского Союза. Макет вместе с документами и личными вещами героя стал составным и главным элементом экспозиций, посвященной его жизненному и боевому пути.

Как видим, деятельность кружка не ограничивается только аудиторными занятиями, направленными на развитие изобразительных навыков учащихся. Ее цели многогранны и выходят далеко за рамки узко учебных упражнений. При хорошо поставленной работе кружок художественного творчества может стать средоточием всей оформительской деятельности в школе. Благодаря этому слабовидящие дети оказываются вовлеченными в активную общественную жизнь и по мере своих возможностей способствуют формированию внешней среды, помогающей эстетическому воспитанию и развитию художественного вкуса остальных ребят.

Оформление школьного праздника или спектакля самодеятельного театрального коллектива — еще одна возможность для проявления творческих способностей детей. Такого рода работа, обличенная в интересную, увлекательную форму, побуждает ребенка к художественной и социальной активности. Немаловажное значение при этом имеет и ощущение необходимости твоей работы, ее общественной значимости. Корпоративный дух, возникающий при этом, способствует сплочению детей в коллектив единомышленников. Возникают и укрепляются дружеские связи между детьми разного возраста. Хорошо, с огоньком и выдумкой выполненная работа оставляет след в душах детей на всю жизнь и вспоминается впоследствии как одно из ярких событий детства.

Образное решение спектакля идет в разных направлениях, поскольку требует усилий и декораторов, и бутафоров, и костюмеров, и различных технических служб. Размеры статьи не позволяют рассказать подробно об их деятельности. Поэтому остановимся только на одном моменте: разработке эскизов декораций.

Из ребят, занятых подготовкой спектакля, назначается группа оформителей. На первой встрече этой группы еще раз внимательно читается или предоставляется возможность прослушать в магнитофонной записи текст пьесы и обговариваются общие принципы оформления.

Затем все дети делают эскизы декораций в свободной манере в любом материале (акварель, пастель, гуашь и т. п.).

Выставка и последующее обсуждение эскизов имеют, по нашему мнению, большое педагогическое значение, поскольку не только способствуют поискам наиболее выразительного и образного оформления, но и, может быть, и это самое главное, позволяют детям в свободной товарищеской обстановке высказать свою точку зрения, аргументировано защитить свое видение спектакля, развивают умение прислушиваться к мнению других.

На основании принятых решений изготавливаются окончательные варианты эскизов и, если позволяет время, делается макет. Они выносятся на обсуждение всего театрального коллектива. Только после этого начинается изготовление декораций в натуральную величину.

Декораций и предметов на сцене должно быть минимальное количество, чтобы они не мешали слабовидящему двигаться по сцене.

Абсолютное большинство слабовидящих детей не лишено творческого воображения, поэтому они легко принимают условность театрального действия и дополняют своей фантазией недостающие аксессуары.

Посещение музеев и выставок — необходимый элемент эстетического воспитания учащихся. Опыт показывает, что такие экскурсии желательно готовить заранее. Дело в том, что слабовидящий ребенок теряется в картинной галерее от непривычной обстановки и нахлынувших впечатлений. Кроме того, режим и темп работы во время экскурсии в музее не дают ему возможности подойти поближе к картине, рассмотреть ее повнимательнее. Да и размеры картины бывают настолько велики, что не позволяют ребенку с нарушениями зрения охватить ее взором, прочувствовать и понять содержание. Это не значит, что слабовидящий ребенок не должен ходить в музей или выставочный зал. Обязательно должен. Но посещение предваряется, например, беседой, проводимой на уроке, на которой рассказывается о теме экскурсии, порядке просмотра и поведения во время рассказа экскурсовода и осмотра экспозиции, о произведениях, с которыми детям предстоит ознакомиться. Если есть возможность, то они демонстрируются ребятам в виде репродукций или диапозитивов. Это поможет слабовидящему ребенку легче ориентироваться в процессе экскурсии, обратить внимание на наиболее важные моменты в сообщении экскурсовода. И восприятие самих произведений будет более осмысленным и целенаправленным. Хорошие результаты даёт повторное самостоятельное (без экскурсовода) посещение музея для более углубленного восприятия понравившихся работ или вызвавших недоумение и споры. После экскурсии проводятся итоговые беседы, на которых ребята обмениваются мнениями и уточняют сложившиеся представления.

Особый эмоциональный настрой вызывают выходы детей на природу для проведения живописных или графических работ. Неординарность события придает учебному процессу радостный, праздничный настрой.

Экскурсии на природу, посещение музеев, встречи с интересными людьми — все это, конечно, способствует адаптации слабовидящего в окружающей жизни, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в своих силах, делает его более коммуникабельным.

Итак, широкое использование возможностей изобразительного творчества способствует формированию таких нравственных качеств, которые позволяют слабовидящему ребенку в будущем стать активным и достойным гражданином нашего общества.

(А.В. Соколова, заместитель директора по учебной работе школы-интерната № 2 для слабовидящих детей, Ленинград)

Работа с картиной как эффективное средство эстетического воспитания слабовидящих учащихся

Изобразительное искусство, подобно всей человеческой культуре, помогает осуществлять связь между прошлым и настоящим, между ушедшим и грядущим, между сердцем художника и сердцем зрителя. Трудно переоценить роль изобразительного искусства для эстетического воспитания молодежи.

Для того, чтобы понять замысел, почерк мастера, своеобразие средств художественной выразительности, необходимо не только иметь определенные знания, но и уметь воспринимать картину. Это положение в равной степени относится как к зрячим, так и к незрячим школьникам, так как обучать «чтению» и пониманию картин нужно тех и других.

Известно, что восприятие является сложным системным многоуровневым процессом, осуществление которого связано непосредственно с вниманием, памятью, мышлением (Л. С. Выготский, 1986; А. Н. Леонтьев, 1976 и др.). Нарушение зрительных функций при слабовидении приводит к затруднениям в выделении информативных признаков, снижает возможности познавательной деятельности (М. И. Земцова, 1967; А. Г. Литвак, 1972; Т. А. Власова, 1975 и др.). Эти научные данные педагогу-дефектологу следует учитывать при организации работы с картиной как одним из видов наглядности и средств эстетического воспитания учащихся.

Несмотря на то, что на уроках литературы, истории, рисования, музыки программы предусматривают ознакомление с рядом картин художников и учителя используют на уроках репродукции картин, обогащая и конкретизируя представления учащихся, однако культуре восприятия картин, формированию конкретных умений не уделяется достаточного внимания со стороны учителей и воспитателей, что приводит к ограничению возможностей активного общения с искусством выпускников школ для слабовидящих.

В связи с затруднениями учителей в организации работы с картиной, мы считаем возможным напомнить некоторые приемы работы с ней, помочь педагогам специальных школ на примере изучения программных репродукций подготовить школьников к посещению художественных выставок и музеев.

В чем сущность коррекционно-педагогической работы по развитию у слабовидящих школьников эстетического видения, понимания средств выразительности для характеристики образа и раскрытия замысла художника.

Известно, что композиция составляет основу художественного произведения. Ее определяют связь, взаимообусловленность компонентов (частей) произведения. Неповторимость замысла — важное свойство композиции. Учитель показывает детям, что автор, выбирает только одну иллюстрацию, которая наиболее полно раскрывает замысел. Отсюда и вывод, с которым учитель знакомит учащихся: композиционных решений может быть столько, сколько создано художественных произведений.

Обогащая опыт учащихся, учитель последовательно знакомит их с разными видами композиционных решений. Так, на картине И. Репина «Бурлаки на Волге» фигуры людей расположены по диагонали, чтобы точнее раскрыть сюжет, связанный с их движением. Люди на картине расположены продуманно, по определенной логике. Они составляют три крепко связанные между собой группы: в первой из них четыре человека, во второй — четыре, а в третьей — три. Если учитель не даст, например, характеристику персонажей картины И. Репина «Бурлаки на Волге», то картина не будет понята детьми и будет восприниматься как группа людей в оборванной одежде.

Репин. Бурлаки на Волге

Репин. Бурлаки на Волге

Как меняется отношение детей, с каким вниманием они вглядываются в каждую фигуру после того, как учитель словесно помог увидеть каждого героя картины! Нельзя не заметить коренастую, крепко сбитую фигуру Канина. В нем все иначе: мудрый взгляд, говорящий о большой и трудной жизни, фигура, которой по плечу столь тяжелый труд, ставший для него профессиональным.

Показывая молодого бурлака Ларьку, учитель обращает внимание школьников на то, что он стоит прямо, а не наклонен вперед, как другие бурлаки. Ларька — центр картины. Художник как бы предлагает рассмотреть его получше. Дети сразу отмечают его молодость. На вопрос учителя, тяжело ли ему, дети отвечают, что тяжело, так как он поправляет лямку, которая трет плечо. У него еще нет опыта, но много силы.

Нельзя не обратить внимание на бурлака, вытирающего пот с лица. Каков он? Худой, изможденный. Нет сил тянуть эту проклятую лямку. Уточнение учителя о том, что этот бурлак был таким же сильным, как Ларька, удивляет детей. Они начинают вдумываться в суть этой «адовой» работы. Жалеют бурлаков и гневаются на их эксплуататоров. Последняя группа из трех человек замыкает медленное шествие.

Вот перед нами бурлак, повисший на лямке. У него уже нет сил. Вот-вот рухнет он на раскаленный песок. Школьники чувствуют взаимную выручку и поддержку. Бурлаки без слов понимают друг друга и стараются поддержать слабых.

И вот уже дети испытывают эстетическое удовольствие, по-доброму и сердечно воспринимают бурлаков в их нищенской в заплатах одежде. Они просят учителя не уносить картину, рассматривают, обмениваются мнениями друг с другом, находят детали. Усиливает эмоциональное восприятие приведенное учителем высказывание о картине «Бурлаки на Волге». В нашем опыте использовались слова Ф. Достоевского: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится...».

Учащимся необходимо дать знания о цветовом решении или колорите картины, имеющем большое значение для раскрытия ее содержания.

Школьники должны знать; что цветовая гармония картины помогает автору выразить душевное состояние, чувства, переживания героев. Колорит может быть теплым, ярким или тусклым, радостным или грустным. Художник путем контрастов и сближений любой краске придает особое художественное и эмоциональное значение.

Цветом передается и твердость дерева, и блеск металла, и пушистость меха, и шероховатость ткани и т. д.

В картине «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина преобладают краски, которые передают белесо-голубое небо, желтовато-розовый песок, нежно-голубую воду. Темная масса бурлацкой группы противопоставлена светлым краскам летнего дня. Нищенская одежда бурлаков серо-голубого цвета, загорелые лица, руки и ноги бурлаков — темно-коричневых тонов.

Пейзаж является одним из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Программа по литературе предусматривает использование пейзажа на уроках развития речи, литературы, природоведения, рисования. Работа над этим жанром требует от учителя-дефектолога наибольшего напряжения, тщательной подготовки в осуществлении коррекционно-педагогических и Методических задач урока. Исследования в области тифлопедагогики (В.А. Феоктистова, И.П. Чигринова и др.) показывают, что понимание пейзажной картины слабовидящими учениками немыслимо без высокого уровня развития у них анализирующего восприятия, посредством которого школьник отделяет на картине главное от второстепенного. Использование картин помогает компенсировать недостатки нарушенного зрения в восприятии природы, окружающей школьника. Для достижения лучших результатов в работе с пейзажной живописью в школе для слабовидящих крайне необходимо накопление представлений, систематические наблюдения за природой.

Посещение выставок и художественных музеев для людей с нарушенным зрением является жизненной потребностью. Научить детей культуре восприятия, воспитать потребность посещения художественных выставок необходимо в стенах школы. Именно в музеях, на художественных выставках происходит встреча с настоящим искусством, осуществляется приобщение к миру прекрасного.

В процессе подготовки к восприятию картин в музее желательно чтение мемуарной и специальной литературы, рассматривание тематических красочных альбомов, наборов открыток. Организация школьных вернисажей весьма полезна в том отношении, что они способствуют художественному воспитанию школьников, формируют навыки эстетического видения, а главное — являются подлинной школой подготовки слабовидящих школьников к восприятию искусства.